1 Октября 2018
25 сентября, в рамках договора о сотрудничестве, сотрудники МАУ «Экоцентр» организовали для студентов НВГУ факультета экономики и управления по направлению подготовки «Туризм» экскурсионную программу в Музейно-этнографический и экологический парк «Югра». Вдоль тропинки вокруг озера Поссен-Лор ребятам поведали необычную легенду о его возникновении, а затем погрузились в экскурсию по музею-стойбищу под открытым небом рода Казымкиных. Для гостей приготовили настоящий таёжный чай на костре, и угостили ароматным хлебом, испечённым в национальной хантыйской печи. Студенты с невероятным интересом поучаствовали в мастер-классе по изготовлению куклы «Паки» и повязали ленточки на обрядовое дерево, загадав сокровенные желания. В завершении такого насыщенного дня ребята ещё были полны энергии и устроили между собой соревнования: разбившись на команды, активные студенты попробовали себя в роли гидов и организаторов экскурсий! Именно этот момент оставил незабываемые впечатления. Очень порадовали идеи активистов о привлечении туристов в наш музейный парк, и мы уверенны, что в дальнейшем из этого получится целый проект! Будущие специалисты несомненно оставили незабываемые впечатления, как и красоты Югры остались в их сердцах!
1 Октября 2018
«Государственный Российский Дом народного творчества», департамент культуры Ярославской области, ГУК Ярославской области «Областной Дом народного творчества» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, в рамках реализации ФЦП «Культура России», с 18 по 21 октября 2018 г. в г. Ярославле проводят IX Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох».
Оргкомитет фестиваля, рассмотрев на конкурсной основе заявки, принял решение пригласить в качестве участника Алексея Владимировича Горюшина, специалиста декоративно-прикладного искусства Центра народных художественных промыслов и ремесел МАУ «Экоцентр» г.Мегиона с выставкой традиционных славянских поясов и очелей.
От Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к участию в Всероссийском фестивале допущены 2 мастера.

1 Октября 2018
Мало кому известно, что у народа Ханты существует много почитаемых праздников, один из которых - «Проводы Лебедя». Он посвящен встрече и проводам священной птицы лебедя!
28 сентября в Музейно-этнографическом и экологическом парке «Югра» сотрудники МАУ «Экоцентр» встретили гостей из г.Нижневартовска чтобы вместе проводить священную птицу. У ворот их приветствовали на национальном хантыйском языке и угощали ягодой, растущей в парке. Гости с удовольствием поиграли в национальные хантыйские игры и забавы, узнали легенду об озере Поссен-Лор и прослушали экскурсию по музею-стойбищу рода Казымкиных.
Ребят угощали вкусным таежным чаем, приготовленным на костре и хлебом, который при них испекли в национальной хантыйской печи. С огромным интересом гости поучаствовали и в мастер-классе по изготовлению куклы «Паки», повязали ленты на дерево желаний.
С нетерпением ждём и вас, дорогие друзья, в гости в Музейно-этнографический и экологический парк «Югра» МАУ «Экоцентр»!

2 Октября 2018
2 Октября 2018
29 сентября в Центре ремесел МАУ "Экоцентр" продолжились занятия по керамике с группой постоянного посещения детей, в рамках реализации проекта "В гостях у мастера".
Ребята продолжили изучение народных промыслов и ремесел, узнали что такое Дымковская игрушка и изучили технологию ее изготовления. Сегодня лепили Барыню!
Ну и, конечно, не забыли про наше прошлое занятие-колокольчики! Сегодня ребята реализовали себя не только как подмастерья-керамисты, но и изучали азы росписи!

2 Октября 2018
29 сентября сотрудники МАУ "Экоцентр" Денисова Л.А. и Сваткова Н.Г. посетили семинар по теме «Социальный бизнес, НКО и бюджетные учреждения 2018-2019: новые возможности Мегиона (краудфандинг и другие технологии)».
Планируется, что город Мегион станет пилотной площадкой выездных тематических семинаров социального центра «Мегамаркет социальных услуг».
2 Октября 2018
Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы обеспечения сохранности музейного фонда Российской Федерации»

Дорогие друзья, спешим поделиться с Вами интереснейшей новостью: С 24 по 28 сентября состоялся Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы обеспечения сохранности музейного фонда Российской Федерации» в г. Тюмень. Областную столицу посетили представители крупнейших музеев России, в том числе и сотрудники МАУ "Экоцентр". Около 150 музейных работников из регионов УФО обсудили проблемы обеспечения сохранности и безопасности Музейного фонда РФ, а так же посетили музеи Тюмени и побывали на выездной сессии в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, где прошел ряд интерактивных мероприятий по тематике семинара.
3 Октября 2018
«Профилактика социального сиротства»

Самое сложное в работе с детьми -
это работа с их родителями.
(старый школьный афоризм).

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.
Семья - это основной источник детского благополучия. Детей называют цветами жизни. Даже самый хмурый человек при виде ребенка улыбнется. Но, к сожалению, на сегодняшний день тысячи сорванных цветков никому не нужны.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, в следствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется «социальное сиротство». Это когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять родителями своих обязанностей, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Одной из актуальных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики. Профилактика является одним из важных направлений деятельности по преодолению социального сиротства. Согласно авторов энциклопедического словаря социальной работы Леонида Эммануиловича Кунельского и Михаила Семеновича Мацковского под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранения, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности
является наиболее сложной и болезненной. В последнее время все большее количество детей оказывается выброшенными из благополучной жизни. Работа в данном направлении предполагает оптимизацию деятельности по профилактике социального сиротства административных структур, социальных служб и образовательных учреждений. Для того чтобы образовательное учреждение могло осуществлять необходимую профилактическую работу, необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей. В детском саду и школе выявляются первые признаки неблагополучия семьи. За последнее время увеличилось количество неблагополучных семей, где пьянство, наркомания, уклонение родителей от воспитания и содержания детей становится нормой.
Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы даже не задумываемся, а что это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой родители пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают вредными привычками, кроме одной - им нет дела до собственных детей. В неблагополучных семьях, как правило, дети не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, из - за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер. Дети испытывают недоверие, руководствуются негативными мотивами. Некоторых детей не покидает предчувствие, что их предадут, обидят, сделают им больно. Возможно, это одна из причин своеобразного избегания конфликтов, поиска средств самозащиты.
Выделяются наиболее сильные источники неблагополучия:
Алкоголизм в семье;
Бедность семьи;
Конфликты в семье между родителями;
Конфликты в семье между детьми и родителями;
Неполные семьи;
Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями.
Основными направлениями педагогической помощи можно назвать:
- организационно - педагогическую работу с родителями;
- осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания.
При работе с родителями обучающихся школа применяет разнообразные формы работы:
*общешкольное родительское собрание; обсуждаются наиболее актуальные проблемы в обучении и воспитании, а также работы школы.
*классное родительское собрание; классным руководителем делается сообщение о состоянии успеваемости и дисциплины обучающихся, а так же решаются вопросы связанные с улучшением учебной работы.
*индивидуальные консультации; охватывает различные проблемы и вопросы.
*круглый стол; это встреча родителей, которым для обсуждения предлагается какая - либо значимая тема. Круглый стол, в отличие от других форм, дает возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей.
*мастер - классы, совместно выполняемая работа детей с родителями.
Алгоритм работы педагогов с неблагополучной семьей.
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);
9-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Профилактика социального сиротства - это очень кропотливая и глубоко индивидуальная работа педагогического коллектива с конкретной семьей.
Преодоление семейного неблагополучия является острой проблемой. Зачастую семья не может справиться самостоятельно с кризисной ситуацией в своем развитии. Риск усугубления ситуации может привести к приобретению ребенком статуса социального сироты. Ранняя профилактика и преодоление социального сиротства в немалой степени зависит от каждого из нас. Пропагандируя детям здоровый образ жизни, привлекая их к занятиям в различных кружках и секциях, мы должны стремиться духовно обогащать их мир и мир их семьи, ведь правильно организованный досуг значительно снижает численность беспризорных подростков, бесцельно проводящих свободное время на улице.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Профилактика социального сиротства - это реальная необходимость, важная общая организация профилактической работы применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;
Профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности.
Работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи.
4 Октября 2018
Начало истории.

Многие в детстве мечтали очутится на таинственном острове с множеством кладов. Не многие знают, но история нашего родного города тоже тесно связана с островом. Это о.Смольный, на котором хоть и не спрятаны сокровища пиратов, но он несет в себе не малую историко-культурную ценность.
Именно на нем в начале ХХ века строили свои землянки, а позднее избы первые русские переселенцы.
Русские люди пугали местное население, своим противодействием природе, и многие относились к ним настороженно, а иногда даже враждебно. Поэтому на возвышенности, где находились избы хантов на месте современного Мегиона (Майона) русских переселенцев не пустили.
В наше время на о.Смольном уже практически не осталось свидетельств о пребывании там русских переселенцев. Лишь несколько сгоревших бревен, остатков некогда крепких срубленных изб, напоминают о истории этого уникального острова.
Но даже не смотря на это он был и остается значимым объектом изучения в истории нашего края.
4 Октября 2018
«Славим возраст золотой»

День пожилого человека - это день бесконечно дорогих нам
людей - наших мам и пап, бабушек и дедушек. Это день
человеческой мудрости, зрелости, душевной щедрости - качеств,
которыми наделены люди, имеющие за плечами немалый жизненный
путь, прошедшие войны и пережившие экономические потрясения.
2 октября 2018 года, в рамках Международного дня пожилых
людей, МАУ «Экоцентр» организовало поездку для наших
пенсионеров в Музейно-этнографический и экологический парк
«Югра».
По прибытии в МЭиЭП «Югра» организаторы встретили
гостей тёплыми словами, а носитель хантыйской культуры провёл
обряд очищения огнем.
В программу мероприятия входила экскурсия по музею-
стойбищу под открытым небом рода Казамкиных, мастер-класс по
скандинавской ходьбе и национальные игры народа Ханты.
Дружеская атмосфера и необыкновенная природа
экологического парка погрузила гостей в этносреду. Всех участников
мероприятия угостили обедом, приготовленным на костре. В
завершение гости собрались у костра за таежным чаем и делились
впечатлениями о проведенном времени на территории МЭиЭП
«Югра».
Все получили массу положительных эмоций, забыв о
проблемах и отдохнув душой.
Пенсионеры были очень благодарны за приятно проведенное время.
Очень хочется пожелать всем пенсионерам крепкого
здоровья, долгих лет жизни, благополучия их семьям. Пусть
бережное отношение к людям старшего поколения станет делом не
одного торжественного, праздничного дня, а повседневной
обязанностью каждого из нас.
4 Октября 2018
Заповедный остров

Остров Смольный, место жительства первых переселенцев и памятник природы регионального значения, расположенный в 2 км к юго-западу от г. Мегиона, на левом берегу р. Обь.
На протяжении летнего полевого сезона научный сотрудник МАУ «Экоцентр» Мингалимова Александра Игоревна, совместно с
государственным инспектором особо охраняемых природных территорий: остров Смольный, остров Овечий Лушниковым Владимиром Ивановичем, а так же студентами Нижневартовского государственного университета выезжали на остров, с целью сбора полевого материала и изучения растительных сообществ.
В этом году осень долго радует нас теплыми деньками, а значит, появилась дополнительная возможность провести исследования.
4 сентября мы в очередной раз пополнили коллекцию полевых сборов новыми материалами, ведь мхи и лишайники - криптогамные растения, которые можно собирать до первого снега.
5 Октября 2018
Вместе работать здорово
5 октября 2018 года МАУ «Экоцентр» принял участие во всероссийском субботнике. Цель субботника понятна каждому-сделать наш город более чистым, благоустроенным и приятным для проживания. Мы живем и работаем в этом городе, здесь рождаются наши малыши и ходят в школу наши дети, здесь гуляют в парках наши бабушки и дедушки. Все неравнодушные работники вышли на улицу с воодушевлением и огромным желанием очистить территория МАУ «Экоцентр» от мусора. Замечательная погода способствовала бодрому настроению и трудоспособности. Своим примером сотрудники МАУ «Экоцентр» показали, как во время коллективной работы формируется бережная и ответственная отношение к окружающей среде.
5 Октября 2018
Бог нефти есть, и он сказал: «Бурите здесь!»

Непроходимая тайга и огромные площади болот, тучи комаров и мошкары, лютая стужа зимой и короткое лето. Так вкратце можно описать специфику нашего родного края, но есть в нем своя особая суровая романтика, которая в начале 60-х годов манила сюда, энтузиастов со всей страны.
  В числе которых был выдающийся советский геолог Владимир Алексеевич Абазаров. Один из первооткрывателей крупнейшего в России Самотлорского нефтяного месторождения.
В марте HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1960_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1960 года, В. А. Абазаров получает приглашение от Ю.Г. Эрвье и  приезжает в Тюмень, где получает назначение и становится главным инженером Ханты-Мансийской, а затем Березовской геологоразведочной экспедиции.
«Неспокойных влечет неведомое, меня увлекла романтика поиска нефтяных и газовых месторождений», - говорил В.А. Абазаров.
Поисковые работы на территории Сургутского плато осложнялись возникшими сомнениями в кругу высших чинов. «Нашей стране сегодня не нужна Сургутская нефть!», - такие лозунги звучали из уст отдельных представителей руководства. Однако после открытия в 1961 году нефтяного месторождения на Баграсе, недовольство денежными затратами просто испарилось.
В виду расширения площади поисковых работы и увеличения их интенсивности в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1962_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1962 году Владимир Алексеевич назначается начальником Мегионской нефтеразведочной экспедиции.  «Когда в августе 1962 годя я прибыл в экспедицию, - вспоминает Абазаров В.А., - на месте существующей сегодня одноэтажной части Мегиона стояло 12 или 15 срубов без крыш, на берегу - около 60 палаток и 4 заселенных двухквартирных брусчатых дома. База экспедиции представляла собой навес, под которым стояла электростанция мощностью в 50 квт и трубонарезной станок. В экспедиции тогда работало 280 человек».
Первой из своих задач он решил сделать наращивание темпов разведки и подготовки запасов нефти, именно на Мегионском месторождении (к его прибытию было открыто лиш одно нефтяное месторождение, на котором было пройдено 3 скважины).
Именно Абазаров организовал строительное управление под конкретную программу - строительство благоустроенного деревянного жилья, объектов соцкультбыта и промбазы, и результаты не заставили себя ждать. Геологический Мегион начал интенсивно застраиваться в конце 62-го. Наряду с жильем, которое было представлено в основном деревянными 8-квартирными двухэтажными домами, велось строительство детсадов, школ, магазинов, пекарни. По мере запуска этих объектов в строй в Мегион постепенно переселяли людей из Ермаково и Баграса, где условия жизни были гораздо хуже.
С каждым годом у Мегионской нефтеразведочной экспедиции под руководством В.А. Абазарова увеличивались объемы бурения. Было открыто множество новых нефтяных месторождений. И 4 июня 1964 произошло одно из ключевых событий в истории
нефтедобычи Мегионской экспедиции, на Омский нефтеперерабатывающий завод была отгружена первая Мегионская нефть на фотографии В.А.Абазаров держится за вентиль         нефтепровода, открывая поставку нефти стране, хотя до сих пор достоверно не известно было ли это просто позирование для фотографии или реальное действие. Сам Абазаров В.А. так писал о событиях того дня: «На площадке построена трибуна - времянка. Собралось на митинг более 500 человек из Мегиона, Нижневартовска, Баграса, Большое Тархово. Среди присутствующих были геологи, нефтяники, строители, партийно-хозяйственный актив, более ста школьников. Ликование было искренним»
Абазаров запомнился людям как человек очень жёсткий, но чрезвычайно справедливый. «Работал он самозабвенно, не жалея ни сил ни времени. Как бы ни было трудно, оставался на своем посту. Неприязнь к рвачам, всякого рода ловкачам Владимир Алексеевич умел сочетать с доверительным, дружеским отношением к людям».
Даже когда он ушел на пенсию в 1992 году он продолжат очень много работать. Прошло уже 15 лет со дня смерти этого замечательного и трудолюбивого человека. Но несмотря на это его трудовые заслуги и по сей день помогают современным труженикам нефтедобычи работать на благо нашего города.
5 Октября 2018
"Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы"
(Бисмарк)
















Б.М. Кустодиев "Земская школа в Московской Руси"

Исторически сложилось, что первые осенние месяцы неразрывно связаны со школьной темой. Сначала мы
встречаем День знаний - 1 сентября, затем отмечаем День учителя - 5 октября. Любая из этих дат - не
только повод для торжественных речей, это повод для размышлений, подведения итогов, обдумывания
новых планов. Начало учебного года - время осмысления отношения общества к образованию. В этой связи
полезно заглянуть в прошлое, посмотреть на состояние образования глазами очевидцев. И помогут нам в
этом материалы МАУ «Экоцентр»
В 1920-е гг., со становлением в стране советской власти, происходили серьезные изменения в сфере образования.
Вновь созданные органы народного просвещения решали три глобальные задачи: развитие сети начальных школ, создание
письменности и учебников для коренных народностей и подготовка квалифицированных кадров для местного хозяйства и
культуры.
    Конечно же эти преобразования коснулись и нашего округа.  
Давайте проведем небольшой экскурс по страницам истории нашего города.  Мегион - небольшой город на карте огромной
России. Прежде чем стать городом в 1980 году, Мегион прошёл все стадии развития: Юрты, деревня, село, рабочий
поселок. На протяжении нескольких предшествующих столетий берега Оби в районе современного города являлись местом
расположения небольших селений - юрт, где вели традиционное хозяйство коренные жители - обские угры и самодийцы. Со
временем к ним присоединились русские переселенцы, по своей воле или же в качестве ссыльных оказавшиеся в этом
суровом краю.
Первые обнаруженные к настоящему времени свидетельства о существовании Мегионских (Майонских, Магионских) юрт
датированы 1732 годом. Точнее говоря, к этому времени относится публикация сведений об этом поселении на «Карте
царства Сибирского» И.К. Кириллова.
Известный финский лингвист М.А. Кастрен (1813-1852 гг.). Проезжая в 1845 г. из Сургута в Нарым, поделился с читателями,
произведенным на него удручающим впечатлением от знакомства с территорией среднего Приобья:
Автор также рассказывает о не очень удачных попытках распространения в крае школьного образования,
предпринимавшихся духовенством Тобольского Севера. При приеме детей на обучение не всегда действовали методами
убеждения, о чем говорит следующий отрывок: в Верхне-Лумпокольске «устроена недавно, как на Вахе, Югане и во многих
других местах, школа для обучения остяцких детей. Кстати расскажу здесь, что со мною случилось по поводу именно этой
школы, когда мы пристали к Магионским юртам… остяки пришли ко мне жаловаться на своего священника и духовного
пастыря, который всем прихожанам велел отдать ему детей для надлежащего обучения и воспитания, что они никак на это
не соглашались и что, несмотря на это, он все-таки взял в школу двух мальчиков из Магионской волости. Я стал было
объяснять им, что это делается для их же пользы, но они не хотели слушать, повторяли только, что и отцы их, и они сами
верно служили царю, не умея ни читать, ни писать».
Организации школьного обучения в этих местах предшествовала поездка Березовского благочинного М. Заборовского
в начале 1840-х гг., после чего здесь возникает несколько сельских школ, обучение в которых, проходили и дети из
Мегионских юрт.
. В 1930 году в д. Мысовая Мега открылась начальная школа, при которой работал интернат. В нем жили дети ханты и
русских, приезжавшие из ближайших поселений. Одновременно в школе училось до 20 ребят с первого по четвертые
классы.
В 1937 г. началось строительство школы в юртах Мегион.
В единственной комнате обыкновенной деревенской бревенчатой избы сидели за партами ученики сразу четырех
классов. Занятия проходили одновременно со всеми ребятами и индивидуально с каждым ребенком. Иван Васильевич
Малкин рассказывал: «У нас были все предметы, которые обычно изучаются в младших классах. В ту пору мы
воспринимали это как должное, а сейчас просто удивительно. Единственный учитель вел абсолютно все предметы: и
математику, и письмо, и чтение, и рисование, и пение, и даже физкультуру.

















                                         Рис. Начальная школа. Постройка 1930-х гг. Архив МАУ «Экоцентр»

Для продолжения образования мегионские ребята уезжали в с. Нижневартовское (таких было мало, далеко не все
могли позволить себе образование), где жили в интернате, либо на съемных квартирах, чаще - у родственников, реже- у
чужих людей.
Для обучения детей не хватало учебников, отсутствовала методическая литература для учителей, дефицитом
являлись мел, тетради, краски для рисования. Не на каждой парте стояла керосиновая семилинейная или десятилинейная
лампа. Учащиеся школы принимали активное участие в  колхозных работах (заготовка сена, уборка картофеля и зерновых
культур и др.).
Иногда в связи с полевыми работами начало учебного года задерживалось.
В 1950 г. школа в Мегионе стала семилетней (т.е. неполной средней). В 1951 г. директором школы в Мегионе работала
В.Г. Черепанова. В 1953/54 уч. году в школе работали 6 педагогов.
















                                                      Фотография. Первый выпуск 7-летней школы пос. Мегион. 1952 г.
                                                                                                                       Архив МАУ «Экоцентр»

В феврале 1954 г. был заложен фундамент для нового здания школы. В школе тогда училось 89 человек. Новая школа
была рассчитана на 160 мест. В 1955/56 уч. году в школе трудились уже 10 педагогов: В.Г. Руднева, Е.И. Седых, Е.Г.
Зырянова, Т.Г. Наволоцкая, В.В. Копырина,  И.Н. Хозяинова, Г.А. Братцева, Л.Л. Хозяинов, Р.А. Толстцы, А.П. Федотова. Из
них педучилище окончили 5человек, учительский институт - 4 человека, и Институт народов Севера - 1 (И.Н. Хозяинова,
ханты). Директором школы являлась В.Г. Руднева, комсомолка, 23 года, окончившая Ханты-Мансийское педучилище,
преподавала русский язык и литературу в 6 классе.
Текучка среди учителей была невероятно высокой. Из состава 1953 г. в школе в 1956 г. остались только двое, все
остальные учителя были новые. Возраст учителей составлял 20-26 лет. Самой старшей была Е.Г. Зырянова (32 г.). Среди
лучших учителей мегионской школы назывались: Е.И. Седых, В.Г. Черепанова (по материалам августовского совещания
1957 г.), последняя, будучи директором школы, неплохо осуществляла внутришкольный контроль.
В условиях постоянно прибывающего населения особо остро встал вопрос с обучением детей. В начале 1960-х гг. в
Мегионе была только одна школа-восьмилетка. Работала она в две смены, что по мнению учителей являлось большим
недостатком, т.к. это «чувствительно утомляет учеников второй смены и часто мешает работе первой смены». В мае 1962
г. в школе обучалось 130 детей, в августе 1965 г. уже 620, а в сентябре 1969 г. - 1285!
В марте 1962 г. на заседании сельсовета завуч школы И.И. Лукашов заявил: «Пока не поздно, следует поставить
вопрос и о строительстве в Мегионе типового здания средней школы. Учащиеся в Мегионе продолжают прибывать и даже в
следующем году при условии если мы и достроим начатое строительство и то оно не сможет удовлетворить наши
требования». И.О. директора школы Кея Васильевна Сухинина отмечала, что «имеющиеся классные помещения не могут
удовлетворить самых элементарных требований, тесные классы создают скученность, что в конечном счёте отражается
на успеваемости». Учительница Александра Семеновна Майстренко вспоминала, что «в школе было очень тесно, к тому
же здание очень старое, классы переполнены, а дети все прибывали и прибывали». Действительно, в классах дети сидели
не только за партами, но и между рядами. Чтобы разгрузить школу, предлагали самые разные варианты. В том числе
оборудовать под классы жилые квартиры в новых деревянных двухэтажках. Но комнаты в них были слишком маленькими
для размещения детей.
Родительская общественность была возмущена условиями обучения. Педагогический состав не был полностью
укомплектован, не хватало учебных пособий и канцелярских принадлежностей, не был оборудован буфет, отсутствовали
мастерские производственного обучения.
К 1963 г. назрела острая необходимость открытия в школе 9-10-х классов, т.к. учащиеся, окончив восьмилетку, были
вынуждены, не приобретая какой-либо специальности, поступать на производство либо уезжать в Нижневартовск для
продолжения обучения, что не всегда было возможно из-за дефицита жилья.
В итоге принимается решение «поставить вопрос перед Мегионской экспедицией о строительстве в Мегионе средней
школы, т.к. контингент учащихся особенно в последнее время резко увеличился и может возникнуть опасение, что в новом
учебном году многие учащиеся вынуждены будут выезжать в другие школы». Контроль за строительством, изысканием и
доставкой материалов был возложен на исполком сельского совета. Для оказания помощи директору в строительстве
создается комиссия в составе: Селиванов Б.М. - начальник экспедиции, Пермитин Я.И. - председатель сельсовета;
Винокуров В.Н. - председатель колхоза. На тот момент это были самые влиятельные люди в Мегионе, что говорит о
важности проблемы.
Школа на 900 мест в каменном исполнении была сдана только к 1967-1968 учебному году.
Накануне юбилея (50 лет ) хочется перелистать страницы истории школы, вспомнить тех, без кого не было бы дня
сегодняшнего, о ком помним, у кого учились мастерству.
В начале шестидесятых в школе преподавали несколько педагогов-предметников: Клавдия Ивановна Свиридова,
Клара Павловна Казарина, Алевтина Ивановна Качушкина, Анна Васильевна Мельникова и Анна Степановна
Лосева. В начальных классах работали трое: Анна Леонидовна Арчакова, Нина Андреевна Богатая и Евдокия
Григорьевна Зырянова.















Фотокопия. Учительница Зырянова Евдокия Григорьевна - учительница начальных классов. Архив МАУ «Экоцентр»

Возглавлял коллектив с 1957 г. Иван Алексеевич Качушкин,     окончивший Тобольский педагогический институт по
специальности «учитель истории».
Его дочь Валентина Левицкая (Качушкина) так вспоминает отца:
«У папы был сильный жизненный потенциал, которому можно было только позавидовать, он был очень
организованный, мобильный, всегда подтянутый - фронтовая закалка, он прошёл всю войну. Было у него много медалей, но
я помню орден Красной Звезды, который он носил на кителе с великой гордостью. Папа был прекрасным оратором:
школьные линейки, праздничные вечера всегда начинал он, говорил без бумажки. Речь его лилась объемно, грамотно,
складно и очень внушительно, особенно на 1 сентября и 9 мая».

        Конечно, позже строились, сдавались много других школ и впереди их ждала новая цивилизация, которая возникнет
благодаря открытию нефти. Из небольшой деревни Мегион станет красивым, современным городом с развитой
инфраструктурой, но тогда в начале 1960-х гг. об этом не знал никто.
                                                              

                                                                                                                                                                                      Пугачева С.Б.
                                                                                                                                            (научный сотрудник МАУ «Экоцентр»)



Список используемой литературы: (сносок)
1. Далее во избежание повторов будут использоваться более привычные названия - Мегионские юрты или Мегион.
2.  Кастрен М.А. Сочинения в двух томах. Т. 2. Путешествие в Сибирь (1845-1849). Тюмень, 1999. С. 73.
3. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 9. Л. 105.
4..ГАСПИТО. Ф. П-96. Оп. 1. Д. 374. Л. 19.
5. ГАСПИТО. Ф. П-107. Оп. 1. Д. 1735. Л. 37.
6. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 25. Л. 59-59 об.
7. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р-29. Оп. 1 . Д. 31. Л. 22.
8. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р-29. Оп. 1 . Д. 2. Л. 11.
9. Архивный отдел администрации г. Нижневартовска. Ф. Р-29. Оп. 1 . Д. 7. Л. 21.
10. Львова Е. Первая // Мегионские новости. 2000. 18 авг. С.2.
11. Архивный отдел администрации г. Мегиона. Ф. 2. Оп. 1. Д. 22. Л. 30.
12. Архивный отдел администрации г. Мегиона. Ф. 2. Оп. 1  Д. 7. Л. 21.
13.Архивный отдел администрации г. Мегиона. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2. Л. 12-13, 19-20.
14.Левицкая В. Когда за партами сидели ветераны // Мегионские новости. 2011. 22 июля. С. 11.


6 Октября 2018
Центр народных художественных промыслов и ремесел продолжает
работу с ребятами по проекту "В гостях у мастера". Сегодня занятие
посвящалось изучению основным приемам и особенностям
дымковской росписи. Ребята расписывали заготовки, которые
смастерили на прошлом занятии - "Дымковские Барыни". Все
игрушки получились яркими, красочными и просто замечательными!
Юные подмастерья с большим удовольствием посещают занятия,
стремятся получить новые знания и навыки, знакомятся друг с
другом. Наши занятия объединяют девчонки и мальчишки из 3 и 4
классов 1, 4 и 9 школ г. Мегиона!
6 Октября 2018
Центр народных художественных промыслов и ремесел провел
сегодня мастер-класс просто КЛАСС!!!!
Подробности по ссылке:
https://vk.com/video-109722238_456239279
9 Октября 2018
Центр народных художественных промыслов и ремесел МАУ "Экоцентр" оказывает услугу по росписи - "Аквагрим". Рисунок наносится вручную, профессиональными мастерами, специальными сертифицированными красками на водной основе.
Приглашаем всех желающих!
Справки по телефону 8 (34643) 22805, ВТ - СБ с 9.00 до 19.00
11 Октября 2018
2 ноября в 2018 году состоится Всероссийская акция «Большой этнографический диктант».

Культурно-просветительское мероприятие, которое позволяет оценить уровень этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживающих в России.

Ежегодно она привлекает внимание к науке этнографии, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений.
В 2018 году диктант становится международным мероприятием. К участию присоединились страны СНГ: Киргизия, Таджикистан, Молдова и др.

В России масштабная акция проводится уже третий раз подряд. В прошлом году диктант написали 367 тыс. человек на 2600 площадках в России и за рубежом.

Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет проверить свои знания на региональных площадках будет организовано онлайн-тестирование на официальном сайте.

Проект осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.
11 Октября 2018
Кадеты в музее! 11 октября 2018 года мегионские юнармейцы посетили Краеведческий музей. В рамках Всероссийской
ежегодной акции лекторы провели для ребят познавательные экскурсии по экспозиции «Культура и быт коренных
малочисленных народов Западной Сибири» и по выставке «Малый город, большая история».
С целью формирования у кадет уважительного отношения к российской культуре Министерство культуры Российской
Федерации и Российское военно-историческое общество с 2016 года утвердили «День в музее для российских кадет»
Всероссийским ежегодным проектом.
Юные посетители узнали о судьбоносных вехах в становлении нашей маленькой Родины. Больше всего ребят вдохновили
истории о геологах, которые стали для них примером благородства, доблести и патриотизма!
12 Октября 2018
Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем на новое мероприятие в этно-стиле:
Праздник коренных народов Севера
«Проводы лебедя»!
Детский билет - 150р.
Два сопровождающих для группы детей - бесплатно!
Заявки на проведение мероприятия:
по тел.: 20125, 31149, 22805