Рубрика «Предмет дня»
Сегодня мир отмечает Международный день джаза, этот праздник в этом году отмечает свою 8-ю годовщину. Джаз возник в конце 19 — начале 20 века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая способна объединить не только звучание, но и народы, расы, национальности. Советский период в истории России исключением не стал.
Одной из отличительных черт раннего советского джаза было то, что он проник и очень долгое время оставался достоянием почти исключительно высоких слоёв художественной интеллигенции. Фактически джаз относился к элитарной культуре. По мнению прогрессивно мыслящей авангардной молодежи, джаз должен был омолодить музыкальную Европу. У нас же считали, что джазом могут заниматься только профессионалы своего дела в узких кругах, так и случилось.
При упоминании джаза сразу представляется картина ярко звучащего и наполированного до чрезвычайного отблеска саксофона, своеобразный необыкновенной красоты тембр кларнета и, наконец, низкое импровизационный шагающий бас контрабаса. Однако мало кто представляет аккордеон, а между прочим, именно он начал свой путь как профессиональный концертный инструмент еще в начале XX в., где и получил широкое распространение в джазовом направлении.
Главная проблематика и одновременно особенность аккордеона в джазе – левая клавиатура, она содержит ограниченное число аккордовых структур. Поэтому любому профессиональному исполнителю приходилось импровизировать и «мешать» эти простые комбинации, чтобы получить каноничную джазовую мелодию. Эта главная причина, по которой в практике джазовой аранжировки уже давно сложилось такое устойчивое понятие, как «аранжированные аккорды». Ритмичная импульсивность джаза передается своей собственной системой акцентов, называющейся «beat». Однако, что более важно, аккордеон может имитировать имитировать звучание духовых, ударных и струнных инструментов. Таким образом, в джазе этот инструмент чаще всего начинает с определенного прообраза, что и позволило так легко и прочно занять свою позиции аккордеону в этом музыкальном явлении.
Одной из отличительных черт раннего советского джаза было то, что он проник и очень долгое время оставался достоянием почти исключительно высоких слоёв художественной интеллигенции. Фактически джаз относился к элитарной культуре. По мнению прогрессивно мыслящей авангардной молодежи, джаз должен был омолодить музыкальную Европу. У нас же считали, что джазом могут заниматься только профессионалы своего дела в узких кругах, так и случилось.
При упоминании джаза сразу представляется картина ярко звучащего и наполированного до чрезвычайного отблеска саксофона, своеобразный необыкновенной красоты тембр кларнета и, наконец, низкое импровизационный шагающий бас контрабаса. Однако мало кто представляет аккордеон, а между прочим, именно он начал свой путь как профессиональный концертный инструмент еще в начале XX в., где и получил широкое распространение в джазовом направлении.
Главная проблематика и одновременно особенность аккордеона в джазе – левая клавиатура, она содержит ограниченное число аккордовых структур. Поэтому любому профессиональному исполнителю приходилось импровизировать и «мешать» эти простые комбинации, чтобы получить каноничную джазовую мелодию. Эта главная причина, по которой в практике джазовой аранжировки уже давно сложилось такое устойчивое понятие, как «аранжированные аккорды». Ритмичная импульсивность джаза передается своей собственной системой акцентов, называющейся «beat». Однако, что более важно, аккордеон может имитировать имитировать звучание духовых, ударных и струнных инструментов. Таким образом, в джазе этот инструмент чаще всего начинает с определенного прообраза, что и позволило так легко и прочно занять свою позиции аккордеону в этом музыкальном явлении.