Новости

Рубрика «Предмет дня» (первый управляемый летательный аппарат)

Рубрика «Предмет дня» (первый управляемый летательный аппарат)
Дорогие друзья, на дворе 17 декабря, что символизирует не только приближающиеся новогодние праздники, но и означает, что сегодня мы отмечаем очередную годовщину знаменательного события в мировой истории. Сначала человеку удалось подняться к облакам на воздушном шаре. Это произошло 21 ноября 1783 года. Воздушный шар-аэростат, изобретенный братьями Монгольфье, поднял двух человек на высоту около 1 км, а почти через полчаса они благополучно приземлились на расстоянии 9 км. В 1853 году Д. Кейли построил первый простой планер, который сумел поднять человека в воздух. С тех пор конструкции планеров постоянно улучшались. И, наконец, 117 лет назад братьям Райт удалось впервые испытать управляемый летательный аппарат. Сами братья Уилбур и Орвилл родились в семье священнослужителя в США. В каком-то смысле идеалы протестантской церкви, ставившей во главе любого успеха труд, помогли им добиться своей цели и построить первый в мире летательный аппарат с двигателем. Интересно, что братьям даже не удалось закончить среднюю школу, не говоря уже о высшем образовании, однако в 1892 году они открыли магазин по торговле велосипедами, через короткое время создали мастерскую по ремонту, а впоследствии наладили и их выпуск. Но все свое свободное время они посвятили полетам. Первый аэроплан братьев Райт назывался "Флайер". Каркас самолета был из ели, пропеллер также был вырезан из дерева. При весе 283 кг размах крыльев аппарата составлял 12 м. с учетом двигателя, весившего 77 кг и превосходившего по коэффициенту полезного действия имеющиеся в то время аналоги. Официально первый полет выпал на Орвилла, который 17 декабря при встречном ветре в 43 км/ч ему удалось поднять аппарат в воздух на высоту примерно 3 м и продержаться 12 секунд. Преодоленное в полете расстояние составило 36,5 м. В этот день братья по очереди совершили 4 полета. Последний из них, когда аэроплан пилотировал Уилбур, длился почти минуту. А расстояние составило более 250 м. Не всегда крупные исторические события так громко резонируют с современниками и общественностью своего времени, так случилось и с братьями Райт в первый их полет. Свидетелями их триумфа стали пять человек, а внимания остальной общественности на тот момент добиться не удалось. В этом плане больших успехов добился следующая персона, летательный аппарат которой представлен вам на этом значке. Он поступил к нам в 2006 году от Т.П. Адартасовой и представляет собой один из многих в серии «История авиации СССР». Александр Сергеевич Кудашев происходил из старинного княжеского рода, получившего даже отдельное село в подарок от Екатерины II. Он активно занимался инженерным делом и сейчас нам известен в качестве знаменитого авиаконструктора. Первый самолет Кудашева представлял собой ферменный биплан с двигателем «Anzani» в 35 л.с. и тянущим воздушным винтом. Кроме хвостового оперения, он имел передний руль высоты, что было весьма популярным в те годы решением. В целом аппарат являлся оригинальной конструкцией, и его автора никак нельзя упрекнуть в копировании западных образцов. Назывался он в честь своего создателя «Кудашев» (первая его версия). Постройка самолета не обошлась без проблем, 20 мая газета «Киевлянин» писала, что на днях «во время испытания мотора разорвался пропеллер, поскольку слишком тонкие болты, которые крепили его к мотору, врезались в дерево и тем ослабили его прочность. Обломки винта разлетелись в разные стороны со страшной силой. Несчастных случаев с людьми не произошло». Но уже через три дня в этой же газете написали: «Вчера, 23 мая, на Сырецком ипподроме состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане, построенном в России. Честь первого полета на русской летательной машине принадлежит инженеру князю А.С.Кудашеву…». Ему же удалось провести свой самолет по прямой 70 метров, что закрепило за ним титул создателя первого самолета отечественной конструкции с бензиновым двигателем. #Авиация #Кудашев #СССР Методист МОД, Н.С. Сологуб

Возврат к списку