Исторические очерки жизни коренных народов Западной Сибири (от 24.01)
❗ENG VERSION❗
Друзья, в очередной новой рубрике мы хотим побольше рассказать вам о жизни коренных народов Западной Сибири. Мы считаем, что вовлечение в разнообразные культуры всегда положительно влияет и на кругозор человека, и на контакт между этими самыми культурами. Сегодня под наш «познавательный» прицел попал достаточно неприглядный на первый взгляд предмет, который имеет, однако, интересное наименование – корневатик.
На различных диалектах он звучит по-разному - коранек, кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын. В 2010 году он даже был номинирован на одно из чудес финно-угорского мира. Однако если смотреть в корень, то данный предмет является сосудом для пищи, изготовленным обычно из кедрового корня и черёмухового прута. В целом плетение сосудов из корней кедра у обских угров было широко распространено в конце ХIХ – первой трети ХХ вв. Восточные ханты использовали корневатики для хранения различных предметов, посуды, боеприпасов, игрушек, а также для хранения бьющейся посуды. Стенки и крышка иногда украшались геометрическим орнаментом, который получался благодаря вплетению окрашенных полос.
Данный предмет в целом имеет множество возможностей применения: большой корневатик использовали как сундук (для посуды, для шкуры), а маленький для мелких предметов обихода (боеприпасов, наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов), а для хранения ритуальных предметов также использовали корневатики. Благодаря высокой гигроскопичности материала, плотному плетению и хорошо подогнанной крышке, корневатики защищали содержимое от порчи и отсыревания. Их было удобно переносить и брать в поездки.
У нас в фондах также есть прекрасный пример этого ремесленного искусства. Его плетение выполнено кедровым корнем, расщепленным на три части: средняя использована в качестве основы, боковые – для оплётки. Весь этот процесс называют заготовкой сарги – «тонкая дранка, прутья, вичьё, коренья для вязки и плетенья». При этом сама техника достаточно интересна, она состоит в продергивании рабочей ленты в щель, сделанную шилом на оплетке предыдущего витка. После требуется туго затянуть плетение, чтобы сосуд оставался плотным при высыхании. Техника плетения не только интересная, но и достаточно трудоемкая, требующая физических усилий, традиционно этим занимались мужчины. Уже в процессе они выбирали форму – округлую или прямоугольную, составляя основу из прута, отдельно занимались крышкой сосуда, которая привязывается к нему ремешками из сыромятной кожи. Из них же делается ручка для переноски изделия.
Он был привезен к нам в 1991 году со стойбища семьи Казамкиной Полины Васильевны. Она родилась на местности между Старым Аганом и Варьёганом, недалеко от посёлка Чистоборск, в родовых угодьях рода Махи-сир (бобра) на Деревяной речке 20 декабря 1940 года. В те времена на родовых угодьях Махи– Сир проживало много семей, народа было много. Кто-то жил в чумах, но у многих были избы. В это же время Полина Васильевна получила ценнейшие знания от своей матери – Натальи, что и позволило ей стать мастером в создании этих эстетически простых, но технически искусных вещей. В XX веке корневатики утратили своё хозяйственное значение. Постепенно ремесло исчезло на большей части прежнего ареала. Но такие предметы, находящиеся во множестве музеев нашего края, являются прекрасным примером серьезных ремесленных возможностей коренных народов Сибири.
____________________________________________________________________________
Friends, in another new column we want to tell you more about the lives of the indigenous peoples of Western Siberia. We believe that getting involved with various cultures always has a positive impact on people's outlook and on the contact between the cultures. Today, under our "cognitive" sight is a rather unsightly object, which has, however, an interesting name - "kornevatik".
In different dialects it sounds differently - koranek, keranik, lar yinil, tary yinil, kyr yinil, tar yinil, yokmin. In 2010, it was even nominated for one of the wonders of the Finno-Ugric world. However, if you look at the root, this item is an ordinary food vessel, usually made of cedar root and bird cherry twig. In general, weaving vessels from cedar roots among the Ob-Ugric people was widespread in the late nineteenth to the first third of the twentieth century. Eastern Khanty people used root weavers to store various items, utensils, ammunition, toys, as well as to store breakable utensils. The walls and lid were sometimes decorated with a geometric ornament, which was obtained by weaving painted strips.
This object as a whole has many uses: a large kornevatik was used as a chest (for dishes, for hides), and a small one for small household items (ammunition, arrowheads, pieces of horn, plaques, tools), and to store ritual objects also used kornevatik. Thanks to the high hygroscopicity of the material, dense weaving and well-fitting lid, the root boxes protected the contents from spoiling and damping. They were easy to carry and take on trips.
We also have a fine example of this craftsmanship in our collections. Its weaving is done with a cedar root split into three parts: the middle one is used as the base, the sides are for braiding. The whole process is called sarga billet - "thin shingles, twigs, vichy, roots for knitting and braiding". At the same time the technique itself is quite interesting, it consists of pulling the working tape in a slot made with an awl on the braid of the previous coil. After it is required to tighten the braiding tightly, so that the vessel remained tight when drying. The technique of weaving is not only interesting, but also quite labor-intensive and requires physical effort, traditionally men were engaged in it. Already in the process, they chose the form - rounded or rectangular, making the basis of the rod, separately engaged in the lid of the vessel, which is tied to it with rawhide straps. They also used them to make a handle to carry the piece.
It was brought to us in 1991 from the camp of the family of Polina Kazamkina. She was born on the area between Stary Agan and Varyogan, not far from the settlement of Chistoborsk, in the ancestral lands of the family Mahi-sir (beaver) on the Derevyannaya river on December 20, 1940. In those days there were many families living on the ancestral lands of the Mahi-Sir, and there were a lot of people. Some lived in tents, but many had huts. At the same time, Polina Vasilievna received valuable knowledge from her mother, Natalia, which allowed her to become a master in creating these aesthetically simple, but technically skillful things. In the twentieth century, rootworms lost their economic significance. Gradually the craft disappeared in most of its former range. But such objects, found in many museums of our region, are a great example of the serious craft capabilities of the indigenous peoples of Siberia.
#Сибирь #Краеведение #Корневатик
Друзья, в очередной новой рубрике мы хотим побольше рассказать вам о жизни коренных народов Западной Сибири. Мы считаем, что вовлечение в разнообразные культуры всегда положительно влияет и на кругозор человека, и на контакт между этими самыми культурами. Сегодня под наш «познавательный» прицел попал достаточно неприглядный на первый взгляд предмет, который имеет, однако, интересное наименование – корневатик.
На различных диалектах он звучит по-разному - коранек, кераник, лар йиныл, тары йиныл, кыр йиныл, тар йиник, ёкмын. В 2010 году он даже был номинирован на одно из чудес финно-угорского мира. Однако если смотреть в корень, то данный предмет является сосудом для пищи, изготовленным обычно из кедрового корня и черёмухового прута. В целом плетение сосудов из корней кедра у обских угров было широко распространено в конце ХIХ – первой трети ХХ вв. Восточные ханты использовали корневатики для хранения различных предметов, посуды, боеприпасов, игрушек, а также для хранения бьющейся посуды. Стенки и крышка иногда украшались геометрическим орнаментом, который получался благодаря вплетению окрашенных полос.
Данный предмет в целом имеет множество возможностей применения: большой корневатик использовали как сундук (для посуды, для шкуры), а маленький для мелких предметов обихода (боеприпасов, наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов), а для хранения ритуальных предметов также использовали корневатики. Благодаря высокой гигроскопичности материала, плотному плетению и хорошо подогнанной крышке, корневатики защищали содержимое от порчи и отсыревания. Их было удобно переносить и брать в поездки.
У нас в фондах также есть прекрасный пример этого ремесленного искусства. Его плетение выполнено кедровым корнем, расщепленным на три части: средняя использована в качестве основы, боковые – для оплётки. Весь этот процесс называют заготовкой сарги – «тонкая дранка, прутья, вичьё, коренья для вязки и плетенья». При этом сама техника достаточно интересна, она состоит в продергивании рабочей ленты в щель, сделанную шилом на оплетке предыдущего витка. После требуется туго затянуть плетение, чтобы сосуд оставался плотным при высыхании. Техника плетения не только интересная, но и достаточно трудоемкая, требующая физических усилий, традиционно этим занимались мужчины. Уже в процессе они выбирали форму – округлую или прямоугольную, составляя основу из прута, отдельно занимались крышкой сосуда, которая привязывается к нему ремешками из сыромятной кожи. Из них же делается ручка для переноски изделия.
Он был привезен к нам в 1991 году со стойбища семьи Казамкиной Полины Васильевны. Она родилась на местности между Старым Аганом и Варьёганом, недалеко от посёлка Чистоборск, в родовых угодьях рода Махи-сир (бобра) на Деревяной речке 20 декабря 1940 года. В те времена на родовых угодьях Махи– Сир проживало много семей, народа было много. Кто-то жил в чумах, но у многих были избы. В это же время Полина Васильевна получила ценнейшие знания от своей матери – Натальи, что и позволило ей стать мастером в создании этих эстетически простых, но технически искусных вещей. В XX веке корневатики утратили своё хозяйственное значение. Постепенно ремесло исчезло на большей части прежнего ареала. Но такие предметы, находящиеся во множестве музеев нашего края, являются прекрасным примером серьезных ремесленных возможностей коренных народов Сибири.
____________________________________________________________________________
Friends, in another new column we want to tell you more about the lives of the indigenous peoples of Western Siberia. We believe that getting involved with various cultures always has a positive impact on people's outlook and on the contact between the cultures. Today, under our "cognitive" sight is a rather unsightly object, which has, however, an interesting name - "kornevatik".
In different dialects it sounds differently - koranek, keranik, lar yinil, tary yinil, kyr yinil, tar yinil, yokmin. In 2010, it was even nominated for one of the wonders of the Finno-Ugric world. However, if you look at the root, this item is an ordinary food vessel, usually made of cedar root and bird cherry twig. In general, weaving vessels from cedar roots among the Ob-Ugric people was widespread in the late nineteenth to the first third of the twentieth century. Eastern Khanty people used root weavers to store various items, utensils, ammunition, toys, as well as to store breakable utensils. The walls and lid were sometimes decorated with a geometric ornament, which was obtained by weaving painted strips.
This object as a whole has many uses: a large kornevatik was used as a chest (for dishes, for hides), and a small one for small household items (ammunition, arrowheads, pieces of horn, plaques, tools), and to store ritual objects also used kornevatik. Thanks to the high hygroscopicity of the material, dense weaving and well-fitting lid, the root boxes protected the contents from spoiling and damping. They were easy to carry and take on trips.
We also have a fine example of this craftsmanship in our collections. Its weaving is done with a cedar root split into three parts: the middle one is used as the base, the sides are for braiding. The whole process is called sarga billet - "thin shingles, twigs, vichy, roots for knitting and braiding". At the same time the technique itself is quite interesting, it consists of pulling the working tape in a slot made with an awl on the braid of the previous coil. After it is required to tighten the braiding tightly, so that the vessel remained tight when drying. The technique of weaving is not only interesting, but also quite labor-intensive and requires physical effort, traditionally men were engaged in it. Already in the process, they chose the form - rounded or rectangular, making the basis of the rod, separately engaged in the lid of the vessel, which is tied to it with rawhide straps. They also used them to make a handle to carry the piece.
It was brought to us in 1991 from the camp of the family of Polina Kazamkina. She was born on the area between Stary Agan and Varyogan, not far from the settlement of Chistoborsk, in the ancestral lands of the family Mahi-sir (beaver) on the Derevyannaya river on December 20, 1940. In those days there were many families living on the ancestral lands of the Mahi-Sir, and there were a lot of people. Some lived in tents, but many had huts. At the same time, Polina Vasilievna received valuable knowledge from her mother, Natalia, which allowed her to become a master in creating these aesthetically simple, but technically skillful things. In the twentieth century, rootworms lost their economic significance. Gradually the craft disappeared in most of its former range. But such objects, found in many museums of our region, are a great example of the serious craft capabilities of the indigenous peoples of Siberia.
#Сибирь #Краеведение #Корневатик