Рубрика «Предмет дня» (от 25.04.2021)
Друзья, недавно Россия и ее оперная сцена вспоминала подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. И несмотря на неоспоримый факт героического свершения, историки и любители и по сей день пытаются выяснить подробности событий, произошедших более 400 лет назад. Сегодня еще раз вспомним и попытаемся разобраться в подвиге Ивана Сусанина, а также расскажем об очень занимательном предмете в наших фондах.
По обыкновению мы прекрасно знаем историю этого крестьянина. Узнав об избрании Михаила Федоровича Романова, в вотчинное село Домнино Костромского уезда был послан Польско-литовский отряд в марте 1613 года, чтобы умертвить или пленить его, но крестьянин Иван Сусанин взялся проводить их и, вместо того чтобы привести их в то место, где жил новоизбранный царь, завел их, зимою, в лесную трущобу и там был замучен поляками; между тем царю дали знать об опасности, и царь был спасен. Но откуда берутся корни этой легендарной истории?
Первоначальные отрывочные источники этого события отсылают нас к грамоте, данной по совету и прошению матери царя Михаила в 1619 году зятю Сусанина, вот о чем она гласила: «Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея Руси, в прошлом 121 году были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии, были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти». Царская милость же состояла в том, что большую часть земли родственников Сусанина «обелили» - освободили от податей и повинностей на несколько поколений вперед. Данная грамота стала основной и главной опорой в легенде подвига Ивана Сусанина.
Данная история повторялась без изменений еще в нескольких жалованных грамотах вплоть до 1837 года (она была подписана уже императором Николаем Павловичем). А вот в литературе этот эпизод впервые появился в 1804 году в "Географическом словаре" Щекатова, в 3-м томе, под статьёй "Пустошь Коробова", на странице 748. Там говорится: «Когда избрание российского государя упало на боярина Михаила Феодоровича Романова, тогда гонимые из всех российских стран поляки, уведав, что избранный государь находился не в городе Костроме, а в отчине своей, бывшей в Костромском уезде, почли сей случай к погублению его удобнейшим. Итак, собравшиеся в немалом числе бегут прямо к селению, не сомневаясь найти в нем молодого боярина. По прибытии в оное встречается с ними дворцового села Домнина крестьянин Иван Сусанов; хватают его и спрашивают о месте пребывания искомой особы. Поселянин, приметив на лицах начертанное злонамерение, отговаривается незнанием; но поляки, удостоверены быв прежде, что избранный государь подлинно находится в оном селении, не хотят крестьянина отпустить из рук живого, если он истинного места не объявит. Злодеи его мучат и отягчают несносными ранами… Наконец, по претерпении многих мучений от сих злодеев, страдалец наш лишается жизни, коею, однако ж, спасает жизнь своего государя».
Однако многие исследователи подвергают даже такой небольшой отрывок большим сомнениям. Некоторые сходятся во мнении, что историки, используя первоначальную грамоту, достаточно скудно описывающую события того времени, сами дополняли историю возможными исходами. Так, Щербаков нам рассказывает, что царь Михаил находился непосредственно в Домнине, однако это легко поставить под сомнения. Мало того, что само село не упоминается в грамоте, так еще сама Кострома была намного лучше укреплена. В маленьком селе Домнине полякам просто не нужно было бы искать царя и уж точно пытать случайного крестьянина. Вот такие мелкие дополнения от исследования к исследованию и подводят нас к тому, что выяснить реальные обстоятельства самого подвига очень трудно, так как первоначальная грамота описывает лишь поверхностные сведения.
Тем не менее, данное событие стало в каком-то смысле иконой «самопожертвования» не только в историческом контексте, но и в театральном, благодаря опере Михаила Ивановича Глинки 1836 года. Отечественная война 1812 года всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них оказался и подвиг Ивана Сусанина. Интересно, что после революции 1917 года опера М. Глинки «Жизнь за царя» была запрещена за пропаганду монархизма. Возвращение музыкального шедевра на оперную сцену с названием «Иван Сусанин» произошло в 1939 году по инициативе Большого театра и носило характер масштабной государственной акции. Партия решительно ориентировала музыкальные театры на разработку патриотических тем: Иван Сусанин помещался в пантеон народных героев сталинской эпохи как «воинствующий патриот». В этом смысле возвращение оперы М. Глинки свидетельствовало о политическом значении этого культурного события.
В честь тематики сегодняшней заметки, мы подготовили для вас интереснейшую грампластинку из наших фондов. Она датирована 1952-1953 годами, на ней записана ария Сусанина из 4 акта оперы «Жизнь за царя». Данный предмет привезён из экспедиции сотрудниками музея. Был принят в 2002 году в дар от Рогачевой Анны Николаевны, проживающей в деревне Покур, Тюменской области. Что же касается самой грампластинки – она представляет собой запись оперы, сделанной в Москве в 1949 году. Данная пластинка – переиздание Апрелевского завода 1952-1953 годов. В 1919 году Апрелевская фабрика была национализирована и передана в ведение Центропечати - органа пропаганды и агитации средствами печати. Массово выпускались граммофонные пластинки с речами «вождей пролетарской революции». Так были изготовлены первые апрелевские пластинки с записями речей В.И. Ленина, которые крестьянские ходоки увозили во все концы страны, но вскоре и эти ресурсы закончились, фабрика с 1922 года приостановила работу. Производство грампластинок в Апрелевке возобновилось через 11 лет, когда фабрика стала подведомственной Наркомату тяжелой промышленности. В предвоенные годы выпуск пластинок достиг 19 миллионов штук в год. Во время войны завод даже производил авиабомбы. После войны, в 1952 году, на заводе освоили выпуск долгоиграющих пластинок. В 1964 году Апрелевский завод вошёл в состав всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», как основное производственное предприятие. После 1991 года спрос на пластинки стал резко снижаться. Последняя партия пластинок была выпущена в 1997 году.
(P.S. - само исполнение Бориса Романовича Гмыри, записанное на пластинке, вы можете прослушать по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=_2PxMuQICgg)
#Пластинки #Сусанин #Подвиг