«Профилактика жестокого обращения с детьми» (от 06.12.2023)
«Профилактика жестокого обращения с детьми»
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье.
Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физическому состоянию. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов.
Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить, о ней публично и открыто.
Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе, характером или личностными проблемами взрослых, семейными традициями и др. Бытующее мнение, что подобный способ воспитания имеет место только в социально неблагополучных семьях, сегодня признано мифом. Насилие нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо; просто неблагополучным семьям специалисты уделяют больше внимания, и факты жестокого обращения с детьми в них становятся известны гораздо чаще.
Проблема жестокого обращения с детьми относится к числу актуальных, так как насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Советы для ведения разговоров с детьми:
- Подтверждайте невиновность ребенка; 2. Верьте ребенку;
3. Оценивайте безопасность; 4. Оставайтесь спокойными;
5. Будьте честными; 6. Проявляйте терпимость к языку ребенка;
7. Не подвергайте допросу.
Внешний вид детей подвергшихся насилию:
— припухлые, "заспанные" глаза; — бледное лицо;
— всклокоченные волосы; — сосание пальцев, раскачивание;
— неопрятная одежда; — синяки на теле;
— переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Поведение пострадавших детей:
- неожиданная смена настроения;
- приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
- ребенок разговаривает сам с собой;
- игра в воображаемом мире;
- повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;
- повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;
7. хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
8. чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
9. бродяжничество.
Главными последствиями насилия являются:
- трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
- эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
3. задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;
4. тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
5. низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
6. хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать;
7. чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
8. недоверие к людям.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Предполагает наказание в виде административного штрафа от 100 до 500 рублей.
Уголовная ответственность
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Примеры:
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);
ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта);
ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);
ст. 116 (побои);
ст. 117 (истязание);
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности);
ст. 131 (изнасилование);
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
ст. 135 (развратные действия);
ст. 125 (оставление в опасности);
ст. 124 (неоказание помощи больному);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);
ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса РФ).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Дети – это наши «корабли надежды», поэтому мы, взрослые, должны стать для них «маяками», т.е. теми людьми, на которых они будут ровняться, с которых будут брать пример, и к которым в трудную минуту смогут обратиться за советом и поддержкой.