Новости

Наперекор судьбе (от 21.01.2024)

Наперекор судьбе (от 21.01.2024)

Наперекор судьбе

Наперекор судьбе, изображение №1



Василькова Елизавета Даниловна, относится к старинному роду Айпиных – Махи Сир, по легендам берущей начало от Таёжная Божественной женщины – Вунт ӆуӈӄ нэ. Именно в этом красивейшем большом ягельном бору Сиӈки йаӽәм, на Деревянной речке, между пгт. Новоаганск и г. Покачи в морозный январский день 1945 года родилась Елизавета Даниловна. На стойбище Юкун Ёган условия были далеко не современные, но на местности проживало много народа. Кто-то строили деревянные избушки, другие сооружали мых-қат (полуземлянки), ставили и чумы. У Айпиных был еӊӆи-кат – зимний каркасный дом с чувалом.

В доме всегда было много гостей. С началом схваток у хозяйки, всех мужчин попросили выйти из дома. Было морозно, поэтому они развели большой костер на улице и грелись, пока Галина Андреевна Лейкова принимала роды у Веры Савельевны. Роды оказались сложными, так как родились двойняшки. В лесных условиях, в сложный 1945 год, мальчик не выжил, видимо организм его был слабее, чем у девочки. После родов мама долго болела. Выхаживала ее старшая сестра Федосья.

Малютку Лисью нянчили крестная Галина Андреевна и бабушка Дарья. С рождения и до интерната она практически жила у бабушки.

Елизавета Даниловна рассказывает: - бабушку я помню, она постоянно рядом была, и я следовала везде за ней. Родом она с Тром-Агана – Тывлина Дарья Васильевна, очень хорошая хозяйка и мастерица была. Она умела все, может поэтому постоянно забирала меня к себе. Чтобы училась у нее мастерству?

А вот маму не помню, даже лицо ее не запомнила. В памяти остались лишь несколько её движений. Слышала от взрослых, что она была красивой, белокожей женщиной. Одевалась красиво. С посторонними в разговоры никогда не вступала. У ханты это не было принято.

Никогда, наверное, не забуду страшную осень 1956 года. В ту осень мама занималась выделкой шкур и ремонтом тёплой одежды для нас. Она засиживалась до самой ночи. Работу оставляла, когда лампа уже не выдерживала и начинала мигать. Она словно предчувствовала скорый конец и всячески спешила подготовить всю одежду и обувь к зиме, больше сырья для пошива и ремонта.

Как-то, Галактион собрался отвезти меня из стойбища в поселковый интернат. Неожиданно и мама стала собираться в дорогу, но отец её не отпустил. А потом она слегла и стала угасать. Почему, никто не знал. Её бы отвезти в посёлок и показать врачу. Но в тайге это было не принято. Видимо, сама она понимала, причину болезни. Просила отца поскорей увезти её из дома. Но, никто к её словам не прислушался.

Помню, как в декабре в интернате неожиданно появился брат Галактион, хотя до каникул было ещё далеко. Он повёз меня на стойбище. Только распрягая оленей, дома сказал: мамы больше нет, её забрал меми (нечистая сила)». «Её не стало утром, после восхода солнца». По примете хантов, смерть после восхода – это преждевременная смерть - добавила Елизавета Даниловна.

Данил Романович похоронив жену, решил растить детей один. Старшей, Лисье было всего 11 лет было. А младшая, Ольга, осталась в люльке. Четверо детей остались сиротами. Каждый вечер Лисья шептала своей бабушке, что они ждут маму. Бабушка же, скрывая слёзы, отвечала: не жди, мама больше не придёт, её меми забрала.

Весной бабушка переехала в посёлок к своей младшей дочери от первого брака. Лисья осталась за хозяйку. Она заботилась о своих сестрах Дарье, Ольге и брате Еремее. Маленькая девочка заменила им маму. Сложно было ей. Пришлось рано повзрослеть и научиться вести хозяйство, ремонтировать одежду и обувь, готовить и стирать. В школу она уже не вернулась.

Первоначально отец помогал, вырезая заплатки для изношенных ныриков и одежды для штопки прохудившихся фрагментов. Она как могла штопала и подшивала рваные места. Работала старательно. Многим хитростям ведения домашнего хозяйства училась теперь самостоятельно. Искусству по обработке и выделке шкур, кройке и шитья одежды, обуви пришлось ей учиться, подглядывая и наблюдая за работой других, более старших женщин, живущих по соседству. Они ей подсказывали и помогали, кроили из меха детали бурок и кис, из сукна и драпа одежду. Сшивала уже сама. Позже догадалась копировать эти выкройки. Необходимость и желание помочь родным научили ее всему.

В настоящее время, Елизавета Даниловна с улыбкой вспоминает и о том, как за время пребывания в Ханты-Мансийске Оля – успела забыть не только свой родной хантыйский язык (говорила лишь на русском), но при встрече с отцом не узнала его.

Как-то по возвращению домой отец попросил дочек собрать топляк для костра. Оля быстро набрала охапку, но понесла не туда, куда следовало. Галактион по-хантыйски сделал ей замечание. Но маленькая девочка ничего не поняла. Тогда на ломаном русском языке ей повторили, куда стоило отнести топляк. Оля в ответ рассердилась, бросила кучу дров и в сердцах заявила: «Неси туда, неси сюда. Отстаньте!». Но, через пару недель, она вновь заговорила на родном языке.

Не смотря на сложности стойбищной жизни, Данил Романович был рад, что все его дети вместе и рядом с ним. Многие советовали ему сдать детей в интернат или в детский дом, найти новую женщину и начать жизнь заново. Он никого не послушал.

«Кто знал, что так будет. Я удивляюсь, оказывается, выжила вот. Надо же, выжила я и оказывается до сих пор живу. Агаа, живу» - размышляет вслух Елизавета Даниловна.

Елизавета Даниловна прошла не легкую жизненную школу. Ныне, она одна из старших представителей рода Махи-Сир.

Умелая хозяйка и опытная мастерица, которая шьет традиционную народную одежду: красивые платья, малицы для себя, супруга, детей и внуков. Умело управляется с обработкой любых шкур для пошива верхней одежды, обуви и аксессуаров. Изготавливает сувенирную продукцию. Ее природный дар подбирать и сочетать цвета и оттенки не перестает удивлять.

Красота живой природы, разум и смекалка лесных обитателей не могли просто так исчезнуть из судеб, людей, которые родились и выросли в таких местах, как святой бор на местности Лулнэ Рап (Лягушкин яр). Красота и чистота природы, всё отражается в характере, судьбах, творческом пути представителей рода Махи Сир, в том числе и у Е. Д. Васильковой.

И сегодня она с большой любовью изготавливает национальные обереги, сувениры, одежду, обувь и игрушки сохраняя верность старинным традициям и вкладывая в них природную доброту. Национальную одежду она выполняет в ярких колоритах: красных, зеленых, синих и желтых цветах с яркими полосками орнамента на воротнике, манжетах, поясе, подоле и на нагрудной части. Платья и саки по обычаям декорирует орнаментированными полосками из бисера.

Наперекор судьбе, изображение №2



Наперекор судьбе, изображение №3



Наперекор судьбе, изображение №4



Наперекор судьбе, изображение №5



Изделия, выполненные ее руками настолько приятны, теплы, что, взяв в руки расстаться с ними сложно. Окружающая природа, национальный быт и народные обычаи, связь человека со средой обитания, все отражается в женской одежде. Сама природа подсказывает, где и как применять, сочетать яркие оттенки, словно диктует преобразить суровый таежный край. Природа как мать, знает, кого и как одарить, говорит Е. Д. Василькова.

Наперекор судьбе, изображение №6



Елизавета Даниловна утверждает, что мастерство и талант передались ей от матери, отца и деда Романа Ивановича. Да и природа внесла хорошую лепту в ее характер и оставив свой отпечаток. Она не только мастер по рукоделию, но и по многим другим направлениям может поделиться опытом. Например, может научить ловко управлять обласком – лодкой долбленкой, без труда наколоть дрова, развести костер в дождливую погоду и т.д.

Пройдя тяжелый, сложный жизненный путь Елизавета Даниловна сохранила скромность, отзывчивость, чувство юмора, доброе сердце, крепость сил, внимание, трудолюбие и созидательный настрой. Приобрела житейскую мудрость, терпение, приумножила свое мастерство.

Ей удалось вместе с отцом поднять брата и сестер. Они все после школы поступили в высшие учебные заведения и успешно их закончили. Одна Елизавета Даниловна осталась с начальным образованием. Но, она не сетует, радуется тому, что младшим смогла помочь и поддержать их в жизни. Что воспитала своих сыновей Павла, Сергея и дочь Веронику. В настоящее время ее радуют десять внуков и двенадцать правнуков.

Елизавета Даниловна вместе с супругом Павлом Янчевичем Айваседа творческие, общительный люди. С начала 1990-х гг. и до сих пор сотрудничают с МАУ «Региональный историко-культурный центр» (Экоцентр). Носители традиционной народной культуры, опытные мастера много лет консультируют и с удовольствием делятся своим опытом и знаниями с сотрудниками Экоцентра. Являются активными участниками разных мероприятий и программ этнографического характера.

Она одна из почетных дарителей МАУ Экоцентра. В музейный фонд вошли более 90 ее предметов, которые экспонируются на постоянных и временных выставках.

Все поступившие от нее предметы: национальные игрушки, куклы, игольницы, сумочки, одежда и обувь обладают какой-то особой силой древнего искусства, художественным единством. Они передают пространственные и временные параметры, выражают этнические традиции и красоту северной природы.

21 января коллектив МАУ Экоцентр поздравляет Елизавету Даниловну с днем рождения! Сотрудники от всего сердца желают творить без устали, верить во всё хорошее, бежать вслед за своей мечтой, дарить окружающим радость, реализовывать в своём искусстве все свои гениальные идеи. Пусть каждый день окрыляет и дарит новые силы и крепкого здоровья!

Научный сотрудник

Ибраева Р.А.

Возврат к списку