Новости

Рубрика: Учинение обыкновенной почты (+ translation) (от 04.07.2024)

Рубрика: Учинение обыкновенной почты (+ translation) (от 04.07.2024)
Темы, отображаемы на марках, обычно сильно варьируются от повседневного и бытового до величественного и грандиозного. И хоть для коллекционеров именно редкость является первичным фактором, нам кажется любая тема имеет глубокие и значимые корни, особенно в контексте Сибири. Возьмите, например теплоходы и пароходы. Сегодня для многих из нас это скорее яркий туристический опыт, но чем они являлись для сибиряков в далеком прошлом? «Дремучий и глухой» край, каким его описывали декабристы, только начал просыпаться от своего зыбучего сна под напором интеллигенции, отправленной сюда по воле судьбы или государства. Именно то как человеческая сущность адаптируется к новому и неизвестному в общем-то центральная тема всего освоения Сибири. Что в начале, что и в «золотом» веке ее развития. О пароходах, теплоходах и конечно же марках – сегодня у нас!

Первый пароход, прибывший в Томск, носил символичное название "Основа". По преданию, тюменский купец Наум Тюфин, построивший и спустивший этот пароход на воду, назвал его "Основатель". Однако, когда надпись наносили на пароходное колесо, места оказалось маловато, и название сократили до "Основа". Купец Никита Мясников, приобретая этот 50-сильный пароход, больше думал о коммерческой выгоде: насколько быстро окупится это крупное по тем временам пассажирское судно. Получив десятилетнюю привилегию на плавание по рекам Западной Сибири, Мясников в 1844 году совершил первый исторический рейс из Тюмени в Томск.

Паровой судно имело деревянный корпус, без рулевой рубки, а штурвал, выполненный в виде огромного колеса, располагался прямо на палубе. Высокая труба, мачта и большие гребные колеса по бортам выделялись внешне. Однако основное, что делало пароход действительно пароходом, находилось внутри: два котла и паровая машина. Хотя скорость судна не превышала скорости пешехода, важно помнить, что это был первый пароход в Сибири. Наум Тюфин специально ездил в Нижний Новгород, чтобы изучить новое на то время пароходное дело. Потратив много сил и средств, весной 1838 года в Туринской слободе близ Тюмени он воплотил свою мечту в реальность, создав работоспособный пароход "Основа". В начале 60-х годов пароход был подвергнут капитальному ремонту и получил новое имя "Заря". В 70-е годы его вновь переименовали, и он стал называться "Работник". Так начиналась история судна "Основа", которая впоследствии превратилась в полноценный буксирный пароход. Однако, самое важное, что строительство этого парохода стало основополагающим для создания мощного парового флота Сибири. Если в 1854 году в Сибири было всего три парохода, то к 1895 году их количество превысило сотню.

На реке Обь в этот период курсировало 12 пароходов. В навигацию 1880 года их число увеличилось до 36, а через три года достигло более пятидесяти. Основное назначение этих судов было перевозка различных товаров, так как перевозка пассажиров считалась невыгодной и обременительной. Тем не менее, это не означало пренебрежения к пассажирам в целом. К 1899 году в губернии функционировало 18 судоходных предприятий с годовым оборотом в среднем 108 тысяч рублей. Большинство судов в бассейне Обь-Иртыш строились за счет частных инвестиций — купцов, промышленников и пароходных компаний.

Примечателен тот факт, что помимо извлечения коммерческой выгоды пароходные компании расширяли зоны плавания, проникали все дальше и дальше. Одновременно осваивалась навигация на труднодоступных местах больших и малых притоков Иртыша, Оби, проводились первые исследовательские работы по изучению условий плавания. Коммерсанты поневоле становились и первыми исследователями Сибирских рек, инициировавшими впоследствии государственное изучение судоходных условий на реках Обь-Иртышского бассейна. После появления в России двигателей внутреннего сгорания на речном транспорте началось развиваться теплоходостроение. В 1911 году в Тюмени были построены первые два теплохода и уже в 1914 году насчитывалось 100 судов с двигателями внутреннего сгорания.

После поражения белых этот район утратил стратегическое значение. Обдорск, например, так и не стал «Усть-Омским портом», связующим звеном между востоком России и странами Запада. Но тем не менее начатая ранее работа не прекратилась, а была продолжена уже при новом политическом режиме. Именно одна из легенд советского (ну, почти) пассажирского флота представлена на нашей сегодняшней марке – теплоход «Александр Пушкин». Судно было построено в 1974 году на судостроительном заводе Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG) в городе Корнойбург, Австрия. В то время в Советский Союз начали поступать речные круизные суда и лайнеры, отличавшиеся своими внушительными размерами, уникальной архитектурой и высоким уровнем комфорта. Эти суда предназначались для работы на регулярных пассажирских линиях и значительно превосходили по своим характеристикам все предыдущие модели. К примеру, трёхпалубные суда проекта 588, построенные на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft в ГДР, а также суда проекта 26–37, созданные на верфи в ЧССР, не могли сравниться с новыми судами. В истории России и СССР такого уровня судостроения не было ни до, ни после этого периода. Данное судно было передано Московскому речному пароходству и эксплуатировалось с 1974 по 1993 годы на линиях, обслуживаемых Казанским, Московским и Ярославским отделениями компании «Интурист» (Intourist). Сама марка была передана нам в дар от Т.М. Леншиной в 2006 году.

#Почта #СССР


The themes displayed on stamps usually vary greatly from the everyday and mundane to the majestic and grandiose. And although rarity is the primary factor for collectors, it seems to us that any theme has deep and significant roots, especially in the context of Siberia. Take, for example, motor ships and steamships. Today for many of us it is rather a bright tourist experience, but what were they for Siberians in the distant past? The "wild and deaf" land, as it was described by the Decembrists, was just beginning to wake up from its quicksand sleep under the pressure of intellectuals sent here by fate or the state. The way human nature adapts to the new and unknown is the central theme of the entire exploration of Siberia. What in the beginning and in the "golden" age of its development. About steamships, motor ships and, of course, stamps - today we have!

The first steamship that arrived in Tomsk had a symbolic name "Osnova". According to legend, the Tyumen merchant Naum Tyufin, who built and launched this steamship, called it "Founder". However, when the inscription was put on the steamship wheel, there was not enough space and the name was shortened to "Founder". Merchant Nikita Myasnikov, buying this 50-horsepower steamship, thought more about commercial benefit: how quickly this large passenger vessel would pay off for those times. Having received a ten-year privilege to sail along the rivers of Western Siberia, Myasnikov made the first historical voyage from Tyumen to Tomsk in 1844.

The steam ship had a wooden hull, without a wheelhouse, and the helm, made in the form of a huge wheel, was located directly on the deck. The tall chimney, mast and large propeller wheels on the sides stood out externally. However, the main thing that made the steamer truly a steamboat was inside: two boilers and a steam engine. Although the ship was no faster than a pedestrian, it is important to remember that this was the first steamboat in Siberia. Naum Tyufin specially traveled to Nizhny Novgorod to study the steamship business, which was new at that time. Having spent a lot of effort and money, in the spring of 1838 in Turinskaya Sloboda near Tyumen he made his dream a reality by creating a workable steamship "Osnova". In the early 60s the steamer was overhauled and received a new name "Zarya". In the 70s it was renamed again and became known as "Rabotnik". Thus began the history of the vessel "Osnova", which later turned into a full-fledged tug steamship. However, the most important thing is that the construction of this steamer became fundamental for the creation of a powerful steam fleet of Siberia. If in 1854 there were only three steamers in Siberia, by 1895 their number exceeded a hundred.

There were 12 steamships on the Ob River during this period. In the navigation of 1880 their number increased to 36, and three years later reached more than fifty. The main purpose of these vessels was the transportation of various goods, as the transportation of passengers was considered unprofitable and burdensome. Nevertheless, this did not mean neglect of passengers in general. By 1899 there were 18 shipping enterprises in the province with an average annual turnover of 108 thousand rubles. Most of the vessels in the Ob-Irtysh basin were built at the expense of private investments - merchants, industrialists and steamship companies.

It is noteworthy that in addition to commercial profits, steamship companies expanded their navigation zones and penetrated further and further. At the same time, navigation was being mastered in inaccessible areas of large and small tributaries of the Irtysh and Ob rivers, and the first research works were carried out to study navigation conditions. The merchants unwillingly became the first researchers of Siberian rivers, who later initiated the state study of navigable conditions on the rivers of the Ob-Irtysh basin. After the appearance of internal combustion engines in Russia, the construction of motor boats began to develop on the river transport. In 1911 the first two motor ships were built in Tyumen and already in 1914 there were 100 vessels with internal combustion engines.

After the defeat of the White Army, the area lost its strategic importance. Obdorsk, for example, never became the "Ust-Omsk port", a link between eastern Russia and the West. Nevertheless, the work started earlier did not stop, but was continued under the new political regime. One of the legends of the Soviet (well, almost) passenger fleet is represented on our today's stamp - motor ship "Alexander Pushkin". The vessel was built in 1974 at the shipyard Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg (OSWAG) in Korneuburg, Austria. At that time river cruise ships and liners characterized by their impressive size, unique architecture and high level of comfort began to arrive in the Soviet Union. These ships were designed to operate on regular passenger lines and were far superior in their characteristics to all previous models. For example, three-deck vessels of Project 588, built at the VEB Mathias-Thesen-Werft shipyard in GDR, as well as vessels of Project 26-37, built at the shipyard in Czechoslovakia, could not compare with the new vessels. There was no such level of shipbuilding in the history of Russia and the USSR either before or after this period. This vessel was handed over to the Moscow River Shipping Company and was operated from 1974 to 1993 on the lines served by the Kazan, Moscow and Yaroslavl branches of Intourist. The brand itself was given to us as a gift from T.M. Lenshina in 2006. 100 vessels with internal combustion engines.

Методист МОД,
Н.С. Сологуб



Возврат к списку