Любовь Николаевна Айпина родилась 7 января 1961 года, на родовом стойбище Сардаковых в 7-8 километрах от Новоаганска по реке Аган в многодетной семье потомственных оленеводов, в самые морозные зимние дни.
Семья Сардаковых принадлежала по отцу к роду Лося – Нехь-сырп-ях. Представители этого рода занимали территорию устья реки Ягурь-Ях. Отец – Сардаков Николай Сидорович - опытный рыбак и охотник, мама Анастасия Александровна Покачева – умелая рукодельница, мастерица. Они воспитывали детей по традициям аганских хантов. С раннего детства приучали вести традиционный образ жизни: собирать дикоросы, ухаживать за оленями, вести домашнее хозяйство, шить, готовить, обрабатывать шкуры и т.д.
Многочисленный род Сардаковых проживал раньше на том самом месте, где сейчас стоит посёлок Новоаганск. Все представители рода были крепкими хозяевами и имели много оленей. По словам старожилов, они содержали в своих стадах около двух тысяч голов. Дед по отцовской линии – Сардаков Сидор Иванович – был самым первым председателем рыболовецкой артели в посёлке Варьёган – в период 1930 – 1945 гг.
Любовь Николаевна росла отважной и проворной девчонкой. С раннего детства не пугали ее ни река, ни девственный таежный лес, ни олени, ни техника. Научилась одинаково управлять как с оленьей упряжкой, так и моторной лодкой, и снегоходом. Но при этом она развивалась и творчески. В вечерние часы любила слушать разговоры старших о том, что было раньше, о людях, которые много умели и делали своими руками. Также ей были всегда интересны сказки, рассказы, загадки, легенды, народные песни. Из того, что она слышала, многое запоминала и исполняла сама, играя с куклами или во время их изготовления. «Казалось, когда пою песни и рассказываю сказки, когда шью, мои куколки все слышат, запоминают также, как я. Словно получаются «живые» куколки, словно в них вселяются духи всех песен и легенд».
Пела Любовь Николаевна всегда. В детстве повторяла песни, которые слышала от родных, от гостей. Потом пела, собирая ягоды и коренья в лесу. Песни складывались сами. Напевала и при изготовлении любых традиционных изделий – одежды, обуви, сумок, игольников.
Когда пришла пора идти в школу, девочка Люба сильно переживала, что у нее не было никакой русской одежды. О своих переживаниях она рассказала маме, которая обратилась к крёстной. Но и та предложила только резиновые сапоги в заплатках. Взрослые подшучивали над маленькой шустрой Любой и смеялись, но она все их разговоры воспринимала очень серьёзно, и была очень рада этим сапогам.
Теперь у нее была своя обувь, в которой она будет ходить в школу. А школьную форму сшила ей мама. В 1971 году Любовь Николаевна начала обучение в восьмилетней Варьёганской школе-интернате. Отучившись в школе, вышла замуж за Семена Александровича Айпина. Теперь забота о семье, ведение домашнего хозяйства стали ее основным занятием, занимали практически все её время. Любовь Николаевна отмечает, что если у женщины-ханты есть своя семья, то она сама должна полностью обшивать её. «С самого детства я часто слышала выражение «Йинтупкатлты ар наем» – «Иглу держащие многие наи» («най» божествоженского рода). И я знала, что умелые хозяйки пользовались большим уважением, особенно высоко ценилось женское умение шить, поскольку одежда в условиях севера имела большое значение.
Одежда многое могла сказать о своем хозяине. Цвет, орнамент, швы – все это является безмолвным оценщиком той женщины, которая шила одежду или обувь.
Поэтому терпеливо училась у мамы всему» – рассказывает Любовь Николаевна. «В нашем народе с древности сложилось бережное отношение к игле, – продолжает мастерица. – Считается, что через иглу передаётся «священная женская связь». Каждая женщина имеет свой игольник для хранения игл – намыт. И мама учила, что игла – самый необходимый инструмент для пошива одежды и прочих предметов, и она является символом женского начала. Мне, еще маленькой девочке, игольницу подарила мама. Выходя замуж, я забрала с собой тутчан (сумочку) и намыт».
Игольница сопровождает хантыйскую женщину всю жизнь – с самого детства и до глубокой старости. «Когда берешься за работу по изготовлению хорошей, качественной традиционной одежды с орнаментами, – делится знаниями Любовь Николаевна – вкладываешь не только силы и умения, но и душу. Немало времени пройдёт, прежде чем, собственноручно сшитую одежду, можно будет носить. Например, на пошив моего повседневного зимнего мехового саха, мною было потрачено целых три года. Понадобилось время для подбора оленьих шкур одинакового цвета. Далее понадобилось время на их выделывание, кройку. На шитьё самой шубы еще больше было затрачено времени. Самая кропотливая работа – это всё-таки вырезание орнаментов и их сборка. И всему этому меня научила в своё время моя мама. Она была очень искусной мастерицей».
Любовь Николаевна является опытным мастером не только по работе с мехом и кожей, она имеет опыт по пошиву изделий из сукна и ткани, по бисероплетению, по вязанию, по обработке и изготовлению традиционных вместилищ из бересты и коры пихты. Она изготавливает продукцию как для использования в своем хозяйстве, так и изготавливает сувенирную продукцию для продажи на национальных праздниках, таких как «День обласа» и «День оленевода и охотника».
«Именно в канун этих праздников я часто вспоминаю маму и говорю своим снохам: «Благодаря моей маме, мы на празднике «День оленевода и охотника» выставляем на продажу различные хантыйские поделки из меха. Если бы она меня не научила с самого раннего детства этому шитью, то я бы сегодня и вас не смогла бы ничему научить!» Сегодня наша семья на любых праздниках постоянно продаёт сувениры, изготовленные своими руками. Когда цена на поделки небольшая, то гости, приезжающие к нам, с удовольствием их раскупают. Национальные праздники для нас, в первую очередь, это возможность показать свои умения, как в гонках на обласках, так и в швейном мастерстве. И, конечно, еще возможность заработать. Считаю, что это наши самые лучшие праздники!» – говорит она.
Непоседливый характер, мастерство и талант ведут Любовь Николаевну по очень интересному жизненному пути. С юных лет она принимает участие во многих традиционных и обрядовых мероприятиях. Например, в 1989 году она участвовала в организации и проведении обряда «Медвежьи игрища», который проводили в Сургутском районе для съемок фильма «Сыновья Торума». Как сопереживающий за сохранение традиционной этнической культуры своего народа человек, она работала в сельском Доме культуры с. Варьеган. С 1995 по 2000 годы Любовь Николаевна была директором Этнографического парка музея с. Варьеган Нижневартовского района. В первый год работы на должности директора она представляла деятельность этнографического парка-музея на I Международном музейном биеннале в г. Красноярске.
В 1996 году Любовь Николаевна инициировала и приняла участие в составе группы по подготовке аудиокассет и дисков «Песни аганских ханты и лесных ненцев». В 1997 году она входила в состав группы экспедиции, организованной «Центром традиционной народной культуры и досуговой деятельности» по сбору фольклорного и этнографического материала восточных ханты реки Тромьёган. В конце 1990-ых Любовь Николаевна приняла решение продолжить своё образование, поступила заочно в Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в г. Санкт-Петербурге, который успешно закончила в 2002 г., получив диплом по специальности «культурология».
Любовь к народному фольклору, в частности к песне, подтолкнула Любовь Николаевну на создание семейного фольклорного коллектива Айпиных, в репертуаре которого есть аутентичные песни и танцы. Данный коллектив неоднократно представлял культуру аганских ханты на различных фестивалях. Специальным дипломом отмечено участие семейного коллектива Айпиных на VII Международном фольклорном фестивале финно-угорских народов в 1999 году в Ижевске. В 1999 году они принимали участие в III Фольклорном фестивале Югорского искусства в Ханты-Мансийске, 2000 году – в фестивале «Округ на рубеже веков», посвященном 70-летию Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в Ханты-Мансийске, в 2005 году – во II Фольклорном фестивале финно-угорских народов в Ханты-Мансийске, в 2008 году – в V Международном фестивале ремесел финно-угорских народов «Югра – 2008» в Ханты-Мансийске.
В 2003 году Любовь Николаевна работала научным сотрудником Научного языкового центра Югорского государственного университета. В настоящее время она по возможности консультирует ученых по вопросам языка, фольклора, обрядов, материальной и духовной культуры аганских ханты.
С момента выхода на пенсию Любовь Николаевна со своим мужем Семеном Александровичем стали жить на родовом угодье Энел Ури, занялись частным оленеводством и развели небольшое стадо, в котором сейчас около сорока оленей. Работы в лесу всегда хватает, скучать никогда не приходится. Иногда вместе с мужем они выезжают на рыбалку. К рыбной ловле она приучена была с детства, это занятие всегда нравилось Любови Николаевне. Ее отец в советские времена считался рыбаком-передовиком в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Летом работы еще больше: нужно успеть набрать ягод, грибов, лекарственных растений и корений. Кроме того, в теплое время года необходимо успеть заготовить природный материал для изготовления посуды, утвари и сувенирной продукции, выделать шкуры и подготовить ровдугу. Строительство и ремонт имеющихся строений также нужно произвести в теплое время года. Несмотря на такой насыщенный делами и заботами образ жизни, Любовь Николаевна с супругом Семеном Александровичем регулярно принимают участие на различных выставках, фестивалях, ярмарках, конференциях разного уровня.
В 2015 году Любовь Николаевна приняла участие в выставке-ярмарке «Мастера и ремесла», организованной МАУ «Экоцентр» в рамках Года сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру в г. Мегионе. Носительница языка, знаток материальной и духовной культуры аганских ханты Любовь Николаевна Айпина представляла свой доклад на первой конференции «Югра – диалог поколений», участвовала в концертной программе и проводила мастер-классы по традиционному искусству в Региональном фестивале «Хатлые», который проводится ежегодно в г. Мегионе с целью сохранения и развития культуры коренных малочисленных народов Севера.
Являясь народным мастером декоративно-прикладного искусства аганских ханты, она неоднократно представляла свои работы из ткани, сукна, бисера, меха на конкурсы национальной традиционной одежды в рамках районного праздника «Охотников и оленеводов» в Нижневартовском районе, где они были отмечены жюри и признаны лучшими. В настоящее время Любовь Николаевна вместе с Семеном Александровичем продолжают жить по традициям своего народа на территории в верховьях р. Аган, где они ведут такой образ жизни, какой был завещан им их предками.