Рубрика «А вы знали?»
Знаете ли вы, что всего 5 лет назад рядом с Мегионом нашли и раскопали корабль в 40 метров длиной? В 18 веке оно использовалось такое судно для перевозки кирпичей. Как правило, такие грузовые корабли использовали всего один раз. После перевозки тяжелых грузов их разбирали в низовьях реки, однако корабль проплавал около 80 лет.
Интересно, но на нашей территории обычно сплавлялись на баркасах грузоподъемностью до 5-7 тысяч пудов и плотах в 25-30 бревен, несших 500-600 пудов груза. Весь этот маломерный деревянный флот нещадно трепали и выводили из строя волны, льды и перекаты, что требовало их постоянного воспроизводства. К судовому делу привлекались горожане и селяне на основании обязательной повинности – как на постройке судов, так и их проводке с последующей обработкой грузов. Особенно интенсивными были перевозки товаров– с промыслового Севера везли рыбу, тюлений и рыбий жир, пушнину; с юга – хлеб, соль, пряности и предметы домашнего обихода.
Состояние сибирского судоходства на начало XIX века охарактеризовал Г.С. Батеньков, который сообщал в мае 1819 г. о недостаточной производительности судоходства, совершаемого архаичными способами. Инженер-капитан видел решение проблемы в техническом перевооружении плавсредств вплоть до использования пароходов, только что появившихся в США, ряде европейских стран и европейской части России.
Так и случилось, первый пароход, прибывший в Томск, именовался созвучно сему знаменательному факту - «Основа». Говорят, на самом деле пароход, который построил и спустил тогда на воду тюменский купец Наум Тюфин, получил название «Основатель», но когда украшали надписью пароходное колесо, немного не рассчитали места. Добившись десятилетней привилегии на плавание по рекам Западной Сибири, коммерческий советник Мясников в навигацию 1844 года и совершил первый исторический рейс из Тюмени в Томск.
Интересно, но на нашей территории обычно сплавлялись на баркасах грузоподъемностью до 5-7 тысяч пудов и плотах в 25-30 бревен, несших 500-600 пудов груза. Весь этот маломерный деревянный флот нещадно трепали и выводили из строя волны, льды и перекаты, что требовало их постоянного воспроизводства. К судовому делу привлекались горожане и селяне на основании обязательной повинности – как на постройке судов, так и их проводке с последующей обработкой грузов. Особенно интенсивными были перевозки товаров– с промыслового Севера везли рыбу, тюлений и рыбий жир, пушнину; с юга – хлеб, соль, пряности и предметы домашнего обихода.
Состояние сибирского судоходства на начало XIX века охарактеризовал Г.С. Батеньков, который сообщал в мае 1819 г. о недостаточной производительности судоходства, совершаемого архаичными способами. Инженер-капитан видел решение проблемы в техническом перевооружении плавсредств вплоть до использования пароходов, только что появившихся в США, ряде европейских стран и европейской части России.
Так и случилось, первый пароход, прибывший в Томск, именовался созвучно сему знаменательному факту - «Основа». Говорят, на самом деле пароход, который построил и спустил тогда на воду тюменский купец Наум Тюфин, получил название «Основатель», но когда украшали надписью пароходное колесо, немного не рассчитали места. Добившись десятилетней привилегии на плавание по рекам Западной Сибири, коммерческий советник Мясников в навигацию 1844 года и совершил первый исторический рейс из Тюмени в Томск.