Рубрика «Предмет дня»
15 мая ровно 85 лет назад была открыта первая линия Московского метрополитена. От станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» начали свое регулярное движение четырехвагонные поезда. Общая протяженность такого пути составляла 11,2 км: 17 вестибюлей и 13 станций. Уже в это время появляются настоящие символы метро прошлого столетия – жетоны.
Эти вещи настолько были востребованы, что мы не можем точно сказать дату появления первого турникета. Мы лишь знаем, что в книге «Первый советский метрополитен», которая вышла в 1934 году (т. е. за год до открытия метро) описываются турникеты, установленные и перед входом, и перед выходом. О тех, которые на входе, сказано: «только бросив жетон в узкую щель автомата, стоящего рядом, вы получаете разрешение войти». На первой стадии существования турникетов власти СССР пробовали два варианта: бумажные билеты и жетоны (металлические до 90-х годов). Окончательно жетонная система приобрела серийный характер только в 1959 году.
В какой-то момент вместо жетонов начали использовать обычные деньги, чаще всего 5 копеечную монету, реже – номиналом в 15 копеек. В таком состоянии проход в метро существовал целых 30 лет и заменен был лишь в 1992 году обычным и привычным стальным жетоном, который и представлен вам в первом варианте. Стальной жетон, лакированный латунью, был необходим в связи с инфляцией и обесцениванием денег, однако уже в конце года его заменяют на пластиковый вариант, который вы можете наблюдать на второй картинке. Интересная деталь о таком варианте жетонов, они работали на просвет, то есть можно было опускать половину жетона, разломав его на две части, - турникет таким образом реагировал только на спектр прошедшего через жетон света. Такой вид прохода в метро сохранился тоже сравнительно не много времени. С 15 января 1999 года жетоны перестают продавать, а с 1 февраля — принимать. На этот раз — навсегда. Магнитные карты вытеснили жетоны из рынка и оказались эффективнее.
Эти вещи настолько были востребованы, что мы не можем точно сказать дату появления первого турникета. Мы лишь знаем, что в книге «Первый советский метрополитен», которая вышла в 1934 году (т. е. за год до открытия метро) описываются турникеты, установленные и перед входом, и перед выходом. О тех, которые на входе, сказано: «только бросив жетон в узкую щель автомата, стоящего рядом, вы получаете разрешение войти». На первой стадии существования турникетов власти СССР пробовали два варианта: бумажные билеты и жетоны (металлические до 90-х годов). Окончательно жетонная система приобрела серийный характер только в 1959 году.
В какой-то момент вместо жетонов начали использовать обычные деньги, чаще всего 5 копеечную монету, реже – номиналом в 15 копеек. В таком состоянии проход в метро существовал целых 30 лет и заменен был лишь в 1992 году обычным и привычным стальным жетоном, который и представлен вам в первом варианте. Стальной жетон, лакированный латунью, был необходим в связи с инфляцией и обесцениванием денег, однако уже в конце года его заменяют на пластиковый вариант, который вы можете наблюдать на второй картинке. Интересная деталь о таком варианте жетонов, они работали на просвет, то есть можно было опускать половину жетона, разломав его на две части, - турникет таким образом реагировал только на спектр прошедшего через жетон света. Такой вид прохода в метро сохранился тоже сравнительно не много времени. С 15 января 1999 года жетоны перестают продавать, а с 1 февраля — принимать. На этот раз — навсегда. Магнитные карты вытеснили жетоны из рынка и оказались эффективнее.