Новости

Рубрика «Быт и образ жизни мегионцев XX века»

Рубрика «Быт и образ жизни мегионцев XX века»
«Страна Мегиония» - приходилось ли вам слышать это выражение? Возможно, вы могли наткнуться на детскую книгу 2000-х годов Виктора Николаевича Козлова с одноименным названием, где он описывал сам город и отважных людей, «добывающих нефть и газ». Возможно, вы видели или слышали учебное пособие «Страна Мегиония», выдававшееся первоклассникам в 2017 году «Славнефть-Мегионнефтегазом». Там в доступном виде подавалась информация о богатой природе нашего края. Однако мало кто сейчас осознает, что изначально это название носило авторский и локальный смысл, представлявший ее своеобразным комплексом, в который входили и сами мегионцы, и нефтедобытчики, и нефтеразведки, и весь край. С размахом в «тысяч двадцать квадратных километров» в 1965 году определил нашу землю один из журналистов в экспедиции журнала «Огонька» Николай Быков.
«Есть такая страна. Раскинулась она по берегам Меги. Таежная, озорная, заболоченная». Чем же обратил на себя внимание Мегион редакцию старейшего иллюстрированного общественно-политического еженедельника в стране? Конечно же, нефтью. На тот момент там открывалось новое месторождение, которое было уже пятым по счету за три года. Юрий Георгиевич Эрвье, начальник Тюменского геологического управления, отпуская экспедицию журналистов отмечал, что нефть там – самая легкая и дешевая в стране, а поэтому и дал четкие указания: «Давайте в Мегион».
Главной проблемой, с которой столкнулся любой бы человек, ехавший в наш рабочий поселок, был транспорт. Инфраструктура Сибири всегда была слаба и ей на первых порах уделяли совсем мало внимания. Быков отмечает, что в Мегион «нет рейсовых самолетов», а по Оби только по слухам ходит «ракета» (моторная лодка), что предвещало 200 километров тяжелей дороги. Отказавшись от этого «психологического барьера», экспедиция «Огонька» пришла только к одному выходу – вертолет! Такой полет, по их прикидкам, должен был занять около часа. И нашелся нужный им человек. Им оказался человек из Нижневартовска Марк Соломонович Заликман, работавший в мегионской конторе разведочного бурения. Он как раз вез в то время домой специальную вывеску с надписью: «Трест буровых и разведочных работ «Тюменьнефтегазразведка». Тем не мене, заранее предупредил молодого журналиста: «Но почему в Мегион? Опять к разведчикам? Пора к нам, в Нижневартовск, там такие дела развернули буровики! И промысел там, и налив барж, и строительство… писать надо о нефтяниках».
Но, тем не менее, Н. Быков успешно добрался до пункта назначения, о чем и писал в своем очерке: «Широко разлилась Мега. Крут правый берег. Мегион, столица Мегионии, на правом, на крутом. Когда прорывается солнце, поселок пахнет лесом. Смола светится, янтарной капелью проступает на стенах недавно рубленых домов, на досках солнечных тротуаров. Вдоль них – вереницы новых, остро пахнущих сырым лесом полениц. Городок будто забаррикадировался. Баррикады против жесткой зимы».
Тут же мы и узнаем секрет мегионской нефти от главного инженера Викентия Константиновича. Он рассказал, что за счет благоприятной геологии и активного бурения нефть намного дешевле. На Волге или Кубани подобные скважины стоили бы в четыре раза дороже. Он тогда как раз отметил главную проблему добычи нефти – доставка ее в центральную Россию. И опять неразвитость инфраструктуры сыграла свою роль: «Сейчас пока ее возят с прибрежных промыслов баржами, возят в Омск, а это более двух с половиной тысяч километров медленного пути. Нефтедобытчики думают о нефтепроводе или о трубе, как тут говорят. Нынче, кажется, уже будет готова труба Ишим – Тюмень. Но считать и считать надо, выгодно ли? Места непроходимые…»
Он продолжал свой рассказ о выгоде мегионских месторождений. Отмечал, что экономия у нас «во всем». Нефть была без парафина, который добавляет дополнительную процедуру фильтрации для конечной обработки. Помимо легкой и дешевой нефти, он говорил и об экономии в железе. Мол, буры у них используются с меньшим диаметром инструмента, а значит и стоимость скважины уменьшается: «Меньше диаметр, значит, меньше вес инструмента, например, вес осадочных труб. Экономия металла у нас до пятисот тонн в год!» - подмечал главный инженер Мегионской экспедиции.
Подводя итоги необычных, стремительных и эффектных успехов наших нефтяников, журналист выделяет успехи начальника Мегионской экспедиции: «Казалось бы, не располагающий к доверию, на самом деле он прям и откровенен. И у людей вызывает взаимную откровенность. А ведь люди в Мегионе самые разные. Начальник экспедиции – ответчик и за хлеб, и за сахар, и за жилье, и за ясли, и за школу. И все-таки есть пять месторождений за три года!»
А заканчивает свой очерк он такими словами: «А утром снова вертолет! До свидания, страна Мегиония! Есть такая. Не слышали? Стареют карты». Карты действительно стареют, а память об этом уникальном названии сохранилась в истории нашего города и по сей день.

Возврат к списку