«Мегионнефтегаз» и его люди у истоков нефтяных фонтанов»
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы хотим рассказать вам о человеке, чья судьба тесно связана с историей нефтегазодобывающей промышленности города Мегиона - Христенко Николае Ивановиче?♀?
Николай Иванович родился 15 сентября 1934 года в деревне Старо-Чёрново Кожевниковского района Томской области. Сейчас на месте деревни остался только пустырь. В большой семье Христенко Ивана Антоновича и Елены Андреевны росло семеро детей из которых Коля был самым младшим. Во время войны отца и двух братьев отправили на фронт.
С 9 лет Коля работал в колхозе на полях, помогал тыловикам, прекрасно сознавая всю учесть военного времени. Закончив 7 классов, Николая родная тётка увезла в Новосибирск. В городе отучился в школе ФЗО № 14 Новосибирского завода металлоконструкций. Три года работал на заводе электросварщиком, рубщиком по металлу. На Новый 1955 год уехал домой и в январе был принят на Ювалинскую МТС (машинно-тракторная станция) электросварщиком. Николай выучился и на шофёра, эта профессия станет опорой в его жизни. В 1957 году в Ювале (сельский совет Кожевниковского района Томской области) работал в сейсмопартии, перегонял технику (машины, трактора) в Колпашево Томской области. Там действовала Колпашевская промыслово-геологическая экспедиция.
На север уехать Николая уговорил Гирявенко Юрий Андреевич, увидев в его трудовой книжке записи электросварщика и шофёра. Звал хотя бы на год, но это продлилось на всю жизнь, и об этом ни разу не пришлось пожалеть. В 1957 году на катере БНК пришвартовались у деревни Мегион, где располагалась ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота. Там находился рыбоучасток и склад с продуктами.
– На берегу стояло домов 30, – вспоминает Николай Иванович. – Света не было. Мы с собой на баржах привезли электростанцию, сварку, токарный станок, 5 тракторов С-80, продукты, конечно. Людей много приехало. Стали осваивать этот край, обустраиваться. В первый же год по приезду для детей на Новый 1958 год поставили ёлку в школе-интернате, которая находилась на горе, возле старого кладбища. Электростанция мощностью 15 киловатт находилась на улице на санях. Провели мизерное освещение, зажгли ёлку. Вот это был праздник! Запомнился на всю жизнь.
В 1958 году в ноябре Николай Иванович зарегистрировался с Валентиной Фёдоровной Марчук в Новосибирском ЗАГСе Кировского района. Его жена родом из села Александрово Александровского района Томской области. Её семья ещё раньше приехала в Мегион. Познакомились Николай и Валентина в тайге, где работали от Томской геофизической конторы, он – шофёр, она – рабочая в сейсмике.
Продукты в Мегион привозили на баржах из Тюмени, в зимнее время из Колпашево на самолёте АН-2, который садился под горой на замёрзшее «школьное» озеро, так его называли, что недалеко школа, да и ребятишки зимой на коньках и лыжах катались. За зиму самолёт прилетал раза 2 – 3.
Николай Иванович в начале 1960-х годов работал на Покуре в геофизической партии, потом в Сургутской нефтеразведочной экспедиции слесарем-ремонтником, электросварщиком, в 1961 году переведён шофёром на вездеход ГАЗ-47. Разрабатывали, подготавливали площади под будущие месторождения. С 1965 года продолжал работать на вездеходе, это была уже Мегионская нефтеразведочная экспедиция, которая в последующих годах развивалась, расширялась по отраслям и переименовывалась. Николай Иванович освоил технику АТЛ, ГТТ. С товарищами рубили профили, расчищали просеки, отбивали точки под скважины, по «зимнику» прокладывали лежнёвки.
Николай Иванович работал с начальником экспедиции Абазаровым В.А. и рассказывал, что тот тщательно людей отбирал в свою команду, мог быть жёстким, требовательным к дисциплине и в то же время заботливым и понимающим руководителем. В Александровском районе, когда сокращали геологов, они семьями приезжали устраиваться в МНРЭ. С открытием нефтеносного края в Западной Сибири поступало много рациональных предложений, например, Анисимов Пётр Флегонтович, с которым работал Николай Иванович, первым стал перевозить нефтяную вышку стоя, не разбирая её. Заслуга вышкомонтажника в правильных расчётах, что при транспортировке ни одной не уронил, но и конечно результат сплочённой команды.
– Как хорошо было в те времена, хоть и расходовалось много сил и терпения, но всё восстанавливалось в добром, дружном коллективе, – рассказывает Николай Иванович. – Вместе все праздники отмечали, вместе невзгоды и потери выдерживали. Не раз тонули в болотах, особенно страшно зимой было, да и поломка какая, по пояс в воде случалось находиться, заниматься починкой. Спасались одеколонами «Шипр», «Тройной», «Русский лес», растирали себя и снова за работу. Даже спирт выделяли для согрева, но мы его принимали в крайне тяжёлых случаях. По технике безопасности нельзя было ехать в тайгу без ружья, нам выдавали его со склада с пятью патронами. Почти у каждого и своё ружьё имелось, как-никак в тайге дичь летала, зверьё водилось. Часто медведей видели, и, разумеется, опасались. На ГТТ возил желающих за клюквой, в кабину входило 21 человек. Жизнь насыщенная была и в посёлке, потом в молодом городе, и на буровых. После работы часто собирались у костра с гитарой, то уху варили, то мясо жарили. На демонстрации, праздники всем посёлком выходили, клуб «Геолог» вместе отстраивали, территорию озеленяли. Выходили на общие субботники, а по пятницам чистили посёлок. Вместе с женой дом поставили 7х8 м2 на месте, где был магазин «Гео-маркет» в пятиэтажке на Строителей, 3. Со временем развели скотину – была корова, свиньи, сажали огород, заготавливали сено. Я после работы окунался в домашний уют, семейную заботу.
В 1977 году отдельным предприятием стала Мегионская вышкомонтажная контора при МНРЭ, в 1978 – управление технологического транспорта объединения «Мегионнефтегазгеология», в 1983 – Мегионское дорожно-строительное управление. Как приехал 23-летним парнем и до пенсии проработал Николай Иванович в «Мегионнефтегазгеологии» шофёром и электросварщиком.
Николай Иванович многократно награждался за внедрённые рацпредложения почётными грамотами и денежными премиями, дважды был занесён на Доску Почёта (1967, 1972 гг.), в Книгу Почёта Мегионской Ордена «Знак Почёта» нефтеразведочной экспедиции (1971 г.). В 1970 году удостоен медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В 1989 году решением исполкома Тюменской области совета народных депутатов награждён медалью «Ветеран труда». В 1996 году получил удостоверение «Ветеран труда».
Сожалеем, что сейчас этого человека нет рядом с нами.
Николай Иванович родился 15 сентября 1934 года в деревне Старо-Чёрново Кожевниковского района Томской области. Сейчас на месте деревни остался только пустырь. В большой семье Христенко Ивана Антоновича и Елены Андреевны росло семеро детей из которых Коля был самым младшим. Во время войны отца и двух братьев отправили на фронт.
С 9 лет Коля работал в колхозе на полях, помогал тыловикам, прекрасно сознавая всю учесть военного времени. Закончив 7 классов, Николая родная тётка увезла в Новосибирск. В городе отучился в школе ФЗО № 14 Новосибирского завода металлоконструкций. Три года работал на заводе электросварщиком, рубщиком по металлу. На Новый 1955 год уехал домой и в январе был принят на Ювалинскую МТС (машинно-тракторная станция) электросварщиком. Николай выучился и на шофёра, эта профессия станет опорой в его жизни. В 1957 году в Ювале (сельский совет Кожевниковского района Томской области) работал в сейсмопартии, перегонял технику (машины, трактора) в Колпашево Томской области. Там действовала Колпашевская промыслово-геологическая экспедиция.
На север уехать Николая уговорил Гирявенко Юрий Андреевич, увидев в его трудовой книжке записи электросварщика и шофёра. Звал хотя бы на год, но это продлилось на всю жизнь, и об этом ни разу не пришлось пожалеть. В 1957 году на катере БНК пришвартовались у деревни Мегион, где располагалась ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота. Там находился рыбоучасток и склад с продуктами.
– На берегу стояло домов 30, – вспоминает Николай Иванович. – Света не было. Мы с собой на баржах привезли электростанцию, сварку, токарный станок, 5 тракторов С-80, продукты, конечно. Людей много приехало. Стали осваивать этот край, обустраиваться. В первый же год по приезду для детей на Новый 1958 год поставили ёлку в школе-интернате, которая находилась на горе, возле старого кладбища. Электростанция мощностью 15 киловатт находилась на улице на санях. Провели мизерное освещение, зажгли ёлку. Вот это был праздник! Запомнился на всю жизнь.
В 1958 году в ноябре Николай Иванович зарегистрировался с Валентиной Фёдоровной Марчук в Новосибирском ЗАГСе Кировского района. Его жена родом из села Александрово Александровского района Томской области. Её семья ещё раньше приехала в Мегион. Познакомились Николай и Валентина в тайге, где работали от Томской геофизической конторы, он – шофёр, она – рабочая в сейсмике.
Продукты в Мегион привозили на баржах из Тюмени, в зимнее время из Колпашево на самолёте АН-2, который садился под горой на замёрзшее «школьное» озеро, так его называли, что недалеко школа, да и ребятишки зимой на коньках и лыжах катались. За зиму самолёт прилетал раза 2 – 3.
Николай Иванович в начале 1960-х годов работал на Покуре в геофизической партии, потом в Сургутской нефтеразведочной экспедиции слесарем-ремонтником, электросварщиком, в 1961 году переведён шофёром на вездеход ГАЗ-47. Разрабатывали, подготавливали площади под будущие месторождения. С 1965 года продолжал работать на вездеходе, это была уже Мегионская нефтеразведочная экспедиция, которая в последующих годах развивалась, расширялась по отраслям и переименовывалась. Николай Иванович освоил технику АТЛ, ГТТ. С товарищами рубили профили, расчищали просеки, отбивали точки под скважины, по «зимнику» прокладывали лежнёвки.
Николай Иванович работал с начальником экспедиции Абазаровым В.А. и рассказывал, что тот тщательно людей отбирал в свою команду, мог быть жёстким, требовательным к дисциплине и в то же время заботливым и понимающим руководителем. В Александровском районе, когда сокращали геологов, они семьями приезжали устраиваться в МНРЭ. С открытием нефтеносного края в Западной Сибири поступало много рациональных предложений, например, Анисимов Пётр Флегонтович, с которым работал Николай Иванович, первым стал перевозить нефтяную вышку стоя, не разбирая её. Заслуга вышкомонтажника в правильных расчётах, что при транспортировке ни одной не уронил, но и конечно результат сплочённой команды.
– Как хорошо было в те времена, хоть и расходовалось много сил и терпения, но всё восстанавливалось в добром, дружном коллективе, – рассказывает Николай Иванович. – Вместе все праздники отмечали, вместе невзгоды и потери выдерживали. Не раз тонули в болотах, особенно страшно зимой было, да и поломка какая, по пояс в воде случалось находиться, заниматься починкой. Спасались одеколонами «Шипр», «Тройной», «Русский лес», растирали себя и снова за работу. Даже спирт выделяли для согрева, но мы его принимали в крайне тяжёлых случаях. По технике безопасности нельзя было ехать в тайгу без ружья, нам выдавали его со склада с пятью патронами. Почти у каждого и своё ружьё имелось, как-никак в тайге дичь летала, зверьё водилось. Часто медведей видели, и, разумеется, опасались. На ГТТ возил желающих за клюквой, в кабину входило 21 человек. Жизнь насыщенная была и в посёлке, потом в молодом городе, и на буровых. После работы часто собирались у костра с гитарой, то уху варили, то мясо жарили. На демонстрации, праздники всем посёлком выходили, клуб «Геолог» вместе отстраивали, территорию озеленяли. Выходили на общие субботники, а по пятницам чистили посёлок. Вместе с женой дом поставили 7х8 м2 на месте, где был магазин «Гео-маркет» в пятиэтажке на Строителей, 3. Со временем развели скотину – была корова, свиньи, сажали огород, заготавливали сено. Я после работы окунался в домашний уют, семейную заботу.
В 1977 году отдельным предприятием стала Мегионская вышкомонтажная контора при МНРЭ, в 1978 – управление технологического транспорта объединения «Мегионнефтегазгеология», в 1983 – Мегионское дорожно-строительное управление. Как приехал 23-летним парнем и до пенсии проработал Николай Иванович в «Мегионнефтегазгеологии» шофёром и электросварщиком.
Николай Иванович многократно награждался за внедрённые рацпредложения почётными грамотами и денежными премиями, дважды был занесён на Доску Почёта (1967, 1972 гг.), в Книгу Почёта Мегионской Ордена «Знак Почёта» нефтеразведочной экспедиции (1971 г.). В 1970 году удостоен медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В 1989 году решением исполкома Тюменской области совета народных депутатов награждён медалью «Ветеран труда». В 1996 году получил удостоверение «Ветеран труда».
Сожалеем, что сейчас этого человека нет рядом с нами.