Новости

Первый электрический трамвай

Первый электрический трамвай
Первый электрический трамвай был изобретен в России 140 лет назад в 1880 году. Инженер из Санкт-Петербурга Фёдор Аполлонович Пироцкий усовершенствовал двухэтажные вагоны конки (конно-железной городской дороги) и подключил к ним электрическую тягу. А 3 сентября непривычный для петербуржцев транспорт перевез первых пассажиров. Вагон, который двигался сам, приводил в изумление зрителей, собравшихся в Рождественском парке. По словам одного из них, «странно, даже жутко становится смотреть на вагон, который движется без лошади и который по одному только желанию управляющего им кучера может внезапно останавливаться и двигаться в обратном направлении».
Опыты по перевозке пассажиров прошли без сбоев. Таким образом, большой вагон конки, превращенный Фёдором Пироцким в электрический трамвай, вполне разрешил проблему внутригородского транспорта. Сам демонстрируемый вагон был во всех своих деталях близок к современному трамваю. Мотор, подвешенный снизу, передача вращения с помощью шестерен и целый ряд других приспособлений, часть которых была сделана самим Фёдором Пироцким, а часть совместно с другим выдающимся электротехником – Владимиром Чиколевым.
Годом позже в Германии была разработана трамвайная линия братьев фон Сименс.
Как отмечают историки, Фёдор Пироцкий столкнулся с протестами промышленников, заинтересованных в сохранении традиционной конки. В конце 1880 года изобретателю пришлось закончить эксперименты из-за нехватки средств. Постоянно действующий трамвай появился в Российской империи в 1892 году (в Киеве). В Санкт-Петербурге с 1895 по 1910 годы использовался Ледовый трамвай, осуществлявший перевозки по льду Невы, а в 1907 году была запущена «сухопутная» линия.
В фондах МАУ "Экоцентр" хранится документ "Единый месячный" на март месяц для проезда в метро, трамвае, троллейбусе, автобусе в г.Москве. Так выглядел билет образца 1894 года. Стоил он 6 рублей. Билет выполнен из обычной бумаги, правда довольно плотной, но все же его легко можно повредить, например, намочив. Размеры примерно 88x54 мм. Дизайн весьма лаконичен и прост. Однако, все предельно ясно, хорошо читается и ничего лишнего. Что интересно для современности - на каждый месяц билет имел свой цвет. Правда, иногда получался вырвиглазный дизайн, например билет за январь был желтым. Белый текст на желтом фоне - это нехорошо.
С обратной стороны билеты находилась информация о правах и обязанностях пассажира. Также, указано, что данный тип билетов не действителен в 300-х и 400-х автобусных маршрутах. Это связано с тем, что этим маршруты были междугородние со своим тарифом. Интересно, что цвет оборотной стороны тоже разный. Нельзя сказать, с чем это связано - вероятно, такая защита от подделок. Сейчас подделать такой билет сможет даже школьник, но тогда, наверное, этого было достаточно, или подделка не была распространена.

Возврат к списку