Рубрика «75 отголосков Победы»
12 августа принято считать началом создания военной авиации в нашей стране. Именно в этот день 1912 года был издан приказ по Военному ведомству России, согласно которому в стране вводился Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В связи с этим сегодня многие пилоты воздушного флота и работники авиационной инфраструктуры празднуют свой профессиональный праздник – День Военно-воздушных сил России. Для нас это не только прекрасный способ вспомнить о традициях и истории ВВС, но и рассказать об их незаменимом вкладе в Великую Отечественную войну.
Как вам уже наверняка известно, немалую роль в победе над Фашистской Германией сыграли Военно-воздушные силы СССР. По количеству летательных аппаратов и численности личного состава на момент своего раздела ВВС СССР являлись самыми крупными в мире. В довоенные годы происходила активная подготовка военных кадров. На момент первого января 1941 года в составе ВВС Красной Армии находилось около 130 ВУЗов, в их числе: школы истребителей, бомбардировщиков, авиационных механиков и т.д. Также уже ко второй половине первого года войны среднемесячный выпуск самолетов составил 1630 единиц техники, к последнему году войны эту цифру удалось увеличить до 2206.
С начала вторжения воздушные бои начались сразу же в полосе от Гродно до Львова, а сами советские летчики совершили примерно 4 000 000 боевых вылетов и сбросили около 30 000 000 бомб. В самих боях было уничтожено около 55 тысяч немецких самолетов, что эквивалентно 82% от всех потерянных ими на Восточном фронте. Помимо этого, ВВС СССР в годы Великой Отечественной войны оказывали неоценимую помощь партизанам. 17 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, а также свыше 83 тысяч партизан было перевезено за 110 тысяч полетов.
Несмотря на растущее количество выпуска военной авиации, такие цифры достигались в условиях тяжелейшей нехватки современных моделей в истребительной авиации. Большинство советских самолетов были устаревших типов. Для примера, даже устаревающему немецкому истребителю Ме-109Е советский И-16, в зависимости от модификации, проигрывал в скорости 60-100 км/ч, а новому Ме-109Ф, которых у немцев было большинство, — 120-150 км/ч. Положение могли бы исправить новые советские самолеты-истребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, однако эти машины не успели заменить в частях устаревшие образцы. Более того, даже в частях, где удавалось получить новые модели, личный состав не успевал ее освоить за столь короткие сроки. Важно учитывать и тот факт, что многие новобранцы ВВС времен 1940 года – добровольцы, вдохновленные многочисленными рекордами прошлого десятилетия.
С приближением к Германской границе ощутимо возрос уровень противодействия немецкой зенитной артиллерии, имевшей на вооружении орудия с радарным наведением. До последнего дня фашистская авиация и ПВО оказывали яростное сопротивление, унесшее за неполный месяц Берлинской наступательной операции более чем 7500 летчиков и 917 советских самолетов. Несмотря на это победа была закреплена участием ВВС Красной армии в разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 года.
В годы войны две трети авиационных соединений и частей получили почетные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. Не исключением стали и многочисленные медали и, как вы уже наверняка догадались, значки, один из которых как раз хранится в фондах МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» с 2009 года. Значок «Отличник ВВС» был учрежден приказом министра обороны СССР Г. К. Жукова № 67, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 17 апреля 1957 год. Выпускались они вплоть до развала СССР. У этого значка существовало несколько перевыпусков, которые могут помочь нам в определении датировки. Первые версии выпускались с винтовым креплением с использованием металла и эмали, что как раз подходит под наш случай, потому что уже с 1967 года их начали изготавливать из алюминия. Таким образом, примерная датировка предмета – 1957-1967 гг. Награждали же таким значком за безупречную воинскую дисциплину, в качестве поощрения за образцовое несение службы или за отличные оценки по ведущим дисциплинам и хорошие оценки по остальным, связанным с авиацией.
#ВОВ #ВВС #Значок #ЭкоцентрМегион
Методист МОД,
Сологуб Н.С.
Как вам уже наверняка известно, немалую роль в победе над Фашистской Германией сыграли Военно-воздушные силы СССР. По количеству летательных аппаратов и численности личного состава на момент своего раздела ВВС СССР являлись самыми крупными в мире. В довоенные годы происходила активная подготовка военных кадров. На момент первого января 1941 года в составе ВВС Красной Армии находилось около 130 ВУЗов, в их числе: школы истребителей, бомбардировщиков, авиационных механиков и т.д. Также уже ко второй половине первого года войны среднемесячный выпуск самолетов составил 1630 единиц техники, к последнему году войны эту цифру удалось увеличить до 2206.
С начала вторжения воздушные бои начались сразу же в полосе от Гродно до Львова, а сами советские летчики совершили примерно 4 000 000 боевых вылетов и сбросили около 30 000 000 бомб. В самих боях было уничтожено около 55 тысяч немецких самолетов, что эквивалентно 82% от всех потерянных ими на Восточном фронте. Помимо этого, ВВС СССР в годы Великой Отечественной войны оказывали неоценимую помощь партизанам. 17 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, а также свыше 83 тысяч партизан было перевезено за 110 тысяч полетов.
Несмотря на растущее количество выпуска военной авиации, такие цифры достигались в условиях тяжелейшей нехватки современных моделей в истребительной авиации. Большинство советских самолетов были устаревших типов. Для примера, даже устаревающему немецкому истребителю Ме-109Е советский И-16, в зависимости от модификации, проигрывал в скорости 60-100 км/ч, а новому Ме-109Ф, которых у немцев было большинство, — 120-150 км/ч. Положение могли бы исправить новые советские самолеты-истребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, однако эти машины не успели заменить в частях устаревшие образцы. Более того, даже в частях, где удавалось получить новые модели, личный состав не успевал ее освоить за столь короткие сроки. Важно учитывать и тот факт, что многие новобранцы ВВС времен 1940 года – добровольцы, вдохновленные многочисленными рекордами прошлого десятилетия.
С приближением к Германской границе ощутимо возрос уровень противодействия немецкой зенитной артиллерии, имевшей на вооружении орудия с радарным наведением. До последнего дня фашистская авиация и ПВО оказывали яростное сопротивление, унесшее за неполный месяц Берлинской наступательной операции более чем 7500 летчиков и 917 советских самолетов. Несмотря на это победа была закреплена участием ВВС Красной армии в разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 года.
В годы войны две трети авиационных соединений и частей получили почетные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. Не исключением стали и многочисленные медали и, как вы уже наверняка догадались, значки, один из которых как раз хранится в фондах МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» с 2009 года. Значок «Отличник ВВС» был учрежден приказом министра обороны СССР Г. К. Жукова № 67, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 17 апреля 1957 год. Выпускались они вплоть до развала СССР. У этого значка существовало несколько перевыпусков, которые могут помочь нам в определении датировки. Первые версии выпускались с винтовым креплением с использованием металла и эмали, что как раз подходит под наш случай, потому что уже с 1967 года их начали изготавливать из алюминия. Таким образом, примерная датировка предмета – 1957-1967 гг. Награждали же таким значком за безупречную воинскую дисциплину, в качестве поощрения за образцовое несение службы или за отличные оценки по ведущим дисциплинам и хорошие оценки по остальным, связанным с авиацией.
#ВОВ #ВВС #Значок #ЭкоцентрМегион
Методист МОД,
Сологуб Н.С.