Рубрика «Быт и образ жизни мегионцев XX века»
Сегодня мы еще раз обратимся к интересным аспектам жизнедеятельности нашего региона, а конкретно говорить мы будем о пароходах и теплоходах. На момент своего появления, пароход был одним из самых своеобразных и передовых транспортных средств. Их постройка и обслуживание ложились полностью на плечи частных предпринимателей, которые надеялись получить огромную выгоду с этого еще неизвестного вида речного транспорта.
В целом, еще в XVII веке сложилось 3 основных водных маршрута в Сибирь, пересекали их и волоком (с помощью участка суши, через который тащили морские судна), и вплавь, причем разными средствами, в ход шли весла, шесты, конная и людская бечева, а при попутном ветре – парус. Весьма разнообразились и сами судна, основой служили плоскодонные дощаники длиною 20 и более метров. На ладьях и барках ходили «служилые» – приказные, сборщики подати, стрельцы. Условия были по-настоящему тяжелые. Важно понимать, что обычная грузоподъемность среднего судна, сплавлявшегося по низовьям Оби, достигала до 5-7 тысяч пудов, к ним еще прибавлялись отдельные плоты в 30 бревен, каждый из которых мог вынести примерно 500-600 пудов различного груза. Очевидно, что весь этот маломерный деревянный флот нещадно трепали и выводили из строя волны, льды и перекаты, что требовало их постоянного воспроизводства. К судовому делу привлекались горожане и селяне на основании обязательной повинности – как на постройке судов, так и их проводке с последующей обработкой грузов.
В целом состояние сибирского судоходства в период начала прошлого века было неудовлетворительным. М.М. Сперанский, проходившийся массовой ревизией по Сибири, сообщал, что судоходство «совершается архаичными способами». Инженер-капитан Г.С. Батеньков видел решение проблемы в техническом перевооружении плавсредств вплоть до использования пароходов, только что появившихся в США, ряде европейских стран и европейской части России. Первого парохода на территории Западной Сибири, совершившего рейс из Тюмени в Томск, пришлось ждать еще около 25 лет, именовался он созвучно сему знаменательному факту – «Основа» и прибыл в Томск ровно в 1844 году.
Говорят, на самом деле пароход, который построил и спустил тогда на воду тюменский купец Наум Тюфин, получил название «Основатель». Но, когда украшали надписью пароходное колесо, немного не рассчитали места. Тем не менее, пароходы того времени обладали множеством недостатков: скорость не превышала скорости пешехода, а в погоне за прибылью частные судовладельцы и пароходные компании нещадно эксплуатировали судовые команды и бригады грузчиков, работающих в портах. Более того, частыми были аварии и гибель не только самих судов, но и находившихся на них речников и пассажиров.
С ростом пароходов появляется и более безопасные их разновидности, а уже в начале XX века в России появляются двигатели внутреннего сгорания, которые послужили началом развитию теплоходостроению. В 1911 году в Тюмени были построены первые два теплохода и уже в 1914 году насчитывалось 100 судов с двигателями внутреннего сгорания. На тот момент они не могли полностью вытеснить пароходы, те использовались, между тем, не только для перевозок, но и для военных целей. В мае 1918 года, например, исполком Тобольского Совета решил послать на Север отряд красногвардейцев на пароходе «Красная звезда» для установления советской власти, однако, не дойдя до Берёзово, он вынужден был вернуться обратно, так как в южных районах Тюменской губернии в июле 1918 г. начался мятеж против советской власти в тех районах, где она успела утвердиться.
Уже в 1950-х годах теплоходов стало намного больше. Настолько, что само их существование породило новый промысел - заготовку дров на пароходы и теплоходы. Этим промыслом активно занимался Прокопий Григорьевич Гордеев в Мегионе, алтайский крестьянин, бежавший на Север от НКВД. Он два года заготовлял в Нижневартовске дрова для пароходов, так называемый швырок. В те времена по всем берегам стояли поленницы дров.
Еще во времена пароходов дрова заготавливались повсеместно в Сибири, однако теплоходы изменили процесс. Для теплоходов и в последующие годы дрова начали пилить только из отходов или нестроевого леса. Активно заготовкой дров занималась и семья Седых, пилившая осины по Меге, в подгорной части Мегиона. Анна Петровна Седых вспоминала, что соровой лес (осинники, березняки) сплошь стоял по берегам, его и пилили. А вот хвойные деревья люди жалели.
В 60-ые годы причаливали к мегионскому берегу теплоходы: «Михаил Калинин», «Мария Ульянова», «Ленинский комсомол», «Патрис Лумумба» и пароходы: «Бийск», «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Максим Горький», «Карл Маркс». По Ваху в 50-60-ые годы ходили пароходы: «Храбрый», «Баррикадист» и «Ненец». Тогда шоссейные и железные дороги в Приобье еще не были построены, поэтому летом выручал этот речной транспорт - пароходы, теплоходы, речные трамваи. Зимой мегионцев выручал санный путь – «веревочка».
Несмотря на то, что этот вид транспорта все менее становится актуальным в наших реалиях, он все еще является прекрасным историческим памятником, олицетворяющим и быт наших предков, и их предпринимательскую жилку. Трудно представить, но ровно сто лет назад по Оби вывозили из пределов Сибири 4050 тонн грузов (т. е. более 250 тыс. пудов), а ввозили — 2750 тонн (более 170 тыс. пудов).
#Пароход #Теплоход #БытМегионцев
Методист МОД,
Сологуб Н.С.
В целом, еще в XVII веке сложилось 3 основных водных маршрута в Сибирь, пересекали их и волоком (с помощью участка суши, через который тащили морские судна), и вплавь, причем разными средствами, в ход шли весла, шесты, конная и людская бечева, а при попутном ветре – парус. Весьма разнообразились и сами судна, основой служили плоскодонные дощаники длиною 20 и более метров. На ладьях и барках ходили «служилые» – приказные, сборщики подати, стрельцы. Условия были по-настоящему тяжелые. Важно понимать, что обычная грузоподъемность среднего судна, сплавлявшегося по низовьям Оби, достигала до 5-7 тысяч пудов, к ним еще прибавлялись отдельные плоты в 30 бревен, каждый из которых мог вынести примерно 500-600 пудов различного груза. Очевидно, что весь этот маломерный деревянный флот нещадно трепали и выводили из строя волны, льды и перекаты, что требовало их постоянного воспроизводства. К судовому делу привлекались горожане и селяне на основании обязательной повинности – как на постройке судов, так и их проводке с последующей обработкой грузов.
В целом состояние сибирского судоходства в период начала прошлого века было неудовлетворительным. М.М. Сперанский, проходившийся массовой ревизией по Сибири, сообщал, что судоходство «совершается архаичными способами». Инженер-капитан Г.С. Батеньков видел решение проблемы в техническом перевооружении плавсредств вплоть до использования пароходов, только что появившихся в США, ряде европейских стран и европейской части России. Первого парохода на территории Западной Сибири, совершившего рейс из Тюмени в Томск, пришлось ждать еще около 25 лет, именовался он созвучно сему знаменательному факту – «Основа» и прибыл в Томск ровно в 1844 году.
Говорят, на самом деле пароход, который построил и спустил тогда на воду тюменский купец Наум Тюфин, получил название «Основатель». Но, когда украшали надписью пароходное колесо, немного не рассчитали места. Тем не менее, пароходы того времени обладали множеством недостатков: скорость не превышала скорости пешехода, а в погоне за прибылью частные судовладельцы и пароходные компании нещадно эксплуатировали судовые команды и бригады грузчиков, работающих в портах. Более того, частыми были аварии и гибель не только самих судов, но и находившихся на них речников и пассажиров.
С ростом пароходов появляется и более безопасные их разновидности, а уже в начале XX века в России появляются двигатели внутреннего сгорания, которые послужили началом развитию теплоходостроению. В 1911 году в Тюмени были построены первые два теплохода и уже в 1914 году насчитывалось 100 судов с двигателями внутреннего сгорания. На тот момент они не могли полностью вытеснить пароходы, те использовались, между тем, не только для перевозок, но и для военных целей. В мае 1918 года, например, исполком Тобольского Совета решил послать на Север отряд красногвардейцев на пароходе «Красная звезда» для установления советской власти, однако, не дойдя до Берёзово, он вынужден был вернуться обратно, так как в южных районах Тюменской губернии в июле 1918 г. начался мятеж против советской власти в тех районах, где она успела утвердиться.
Уже в 1950-х годах теплоходов стало намного больше. Настолько, что само их существование породило новый промысел - заготовку дров на пароходы и теплоходы. Этим промыслом активно занимался Прокопий Григорьевич Гордеев в Мегионе, алтайский крестьянин, бежавший на Север от НКВД. Он два года заготовлял в Нижневартовске дрова для пароходов, так называемый швырок. В те времена по всем берегам стояли поленницы дров.
Еще во времена пароходов дрова заготавливались повсеместно в Сибири, однако теплоходы изменили процесс. Для теплоходов и в последующие годы дрова начали пилить только из отходов или нестроевого леса. Активно заготовкой дров занималась и семья Седых, пилившая осины по Меге, в подгорной части Мегиона. Анна Петровна Седых вспоминала, что соровой лес (осинники, березняки) сплошь стоял по берегам, его и пилили. А вот хвойные деревья люди жалели.
В 60-ые годы причаливали к мегионскому берегу теплоходы: «Михаил Калинин», «Мария Ульянова», «Ленинский комсомол», «Патрис Лумумба» и пароходы: «Бийск», «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Максим Горький», «Карл Маркс». По Ваху в 50-60-ые годы ходили пароходы: «Храбрый», «Баррикадист» и «Ненец». Тогда шоссейные и железные дороги в Приобье еще не были построены, поэтому летом выручал этот речной транспорт - пароходы, теплоходы, речные трамваи. Зимой мегионцев выручал санный путь – «веревочка».
Несмотря на то, что этот вид транспорта все менее становится актуальным в наших реалиях, он все еще является прекрасным историческим памятником, олицетворяющим и быт наших предков, и их предпринимательскую жилку. Трудно представить, но ровно сто лет назад по Оби вывозили из пределов Сибири 4050 тонн грузов (т. е. более 250 тыс. пудов), а ввозили — 2750 тонн (более 170 тыс. пудов).
#Пароход #Теплоход #БытМегионцев
Методист МОД,
Сологуб Н.С.