Рубрика «Быт и образ жизни мегионцев XX века»
Как вы наверняка знаете, Мегионская земля заселялась новыми людьми еще до периода создания нефтяной промышленности. По этой причине сегодня попробуем разобраться, что могло поспособствовать развитию интереса к этой земли у правительства СССР и обычного народа.
Уже в конце 1920 – начале 1930-х гг. одна из экспедиций Министерства внешней торговли во главе с Н.Н Накоряковым изучала условия охотничьего хозяйства Сибири. Были осмотрены районы рек Тавды, Сосьвы, Пелыма и Конды. Помимо этого, несколько экспедиций было отправлено на Ямал. Этот комплекс мер был направлен на то, чтобы определить, какие меры/ресурсы способны наладить северное хозяйство. Спекуляция в свободной торговле, основанной на животном меху, отнюдь не импонировала большевикам. Получалась ситуация, при которой перекупщики из европейской части России наживались на местном населении, которое активно разорялось. Можно добавить к этому высокий уровень коррупции «на местах» и уменьшении количества самого пушного зверя. Стали применяться меры для охраны населения от эксплуатации, разрабатываться планы бесперебойного снабжения его промышленными и продовольственными товарами. В 1925 г. создается на Вахе Туземный Совет в Ларьяке, а затем, год спустя, на основании временного положения об управлении туземными племенами северных окраин РСФСР. Уже в июле 1928 года образуется Ларьякский Туземный райисполком. Туземные районы сами по себе являлись небольшими административно-территориальными единицами РСФСР, они, с одной стороны, входили в состав районов или уездов, но могли подчиняться напрямую областным или краевым властям. Знаменитые туземные исполнительные комитеты (или «ТузРИК», как их называли) насчитывали в своем составе множество представителей местного народа и, как минимум, одного грамотного русского. К их делам относились запись актов гражданского состояния, суд по административным делам, сбор статистики и т.п.
Такие действия заметно подрывали влияние кулацкого слоя населения на местных жителей. К 1937 году было коллективизировано 37 процентов хозяйств, а далее со слов старожил Зырянова Георгия и его брата Григория Петровича: «Родились мы с братом Георгием в Курганской области, Белозерского района с. Семелеево. В Мегион приехали в 1931 г. в поисках лучших мест для постоянного проживания. Нам рассказали, что места здесь очень красивые, богатые, много зверья. Нам понравилось это место, и мы остановились. Брались за любую работу, чтобы «встать на ноги» и купить ружья. Заготавливали тополиную кору для дубления кож и сдавали ее. Постепенно заработали и на ружья, и на собак. Проживающие здесь ханты встретили нас неприветливо, пришлось нам поселиться от них отдельно. Мы с братом срубили в лесу избушку и через два года привезли мать».
Из других воспоминаний мы можем узнать, что именно Григорий Петрович впервые организовал здесь комсомольскую ячейку, его же избрали первым секретарем. А его брат был заведующим красным уголком или «красным чумом». Они «устраивали субботники, и на заработанные деньги («неводили» и сдавали рыбу в рыбучасток) покупали первые советские газеты. Начальная школа была открыта в Мегионе в 1930 г. Был открыт и интернат, где обучались и жили дети ханты. В 1931 г. привезли детей из Лекрысово, Меги, Пасола, Савкино, Б-Тархово, Пымено, Вампугольска, Ермакове. Набралось 23 человека. Первым учителем, а затем и директором школы был Гринштейн Матвей Моисеевич (об этом свидетельствует его ученик Пермитин Я.И., бывший председатель колхоза, а впоследствии председатель сельского Совета».
Итог большевистской работы был на лицо – с 1930 по 1934 гг. на территории Крайнего Севера было построено 18 баз культуры, из них 4 – на Обском Севере. Такие комплексы имели в своем составе школу-интернат с учебной мастерской, врачебно-медицинский пункт, включающий амбулаторию и больницу с терапевтическим, хирургическим, зубоврачебным, родильным отделениями и аптекой, баней, прачечной и дезокамерой. В комплекс также входил Дом народов Севера, включающий общежитие для проезжающих охотников, оленеводов, рыбаков; помещение для клубной работы, кино, радио и проекционный фонарь, зал со сценой для театральных постановок и вечеров самодеятельности. Ветеринарный пункте амбулаторией и аптекой. Культбазы изучили экономику народов края, учили коренное население ведению хозяйства: прививали навыки пчеловодства, домашнего животноводства.
Уже в конце 1920 – начале 1930-х гг. одна из экспедиций Министерства внешней торговли во главе с Н.Н Накоряковым изучала условия охотничьего хозяйства Сибири. Были осмотрены районы рек Тавды, Сосьвы, Пелыма и Конды. Помимо этого, несколько экспедиций было отправлено на Ямал. Этот комплекс мер был направлен на то, чтобы определить, какие меры/ресурсы способны наладить северное хозяйство. Спекуляция в свободной торговле, основанной на животном меху, отнюдь не импонировала большевикам. Получалась ситуация, при которой перекупщики из европейской части России наживались на местном населении, которое активно разорялось. Можно добавить к этому высокий уровень коррупции «на местах» и уменьшении количества самого пушного зверя. Стали применяться меры для охраны населения от эксплуатации, разрабатываться планы бесперебойного снабжения его промышленными и продовольственными товарами. В 1925 г. создается на Вахе Туземный Совет в Ларьяке, а затем, год спустя, на основании временного положения об управлении туземными племенами северных окраин РСФСР. Уже в июле 1928 года образуется Ларьякский Туземный райисполком. Туземные районы сами по себе являлись небольшими административно-территориальными единицами РСФСР, они, с одной стороны, входили в состав районов или уездов, но могли подчиняться напрямую областным или краевым властям. Знаменитые туземные исполнительные комитеты (или «ТузРИК», как их называли) насчитывали в своем составе множество представителей местного народа и, как минимум, одного грамотного русского. К их делам относились запись актов гражданского состояния, суд по административным делам, сбор статистики и т.п.
Такие действия заметно подрывали влияние кулацкого слоя населения на местных жителей. К 1937 году было коллективизировано 37 процентов хозяйств, а далее со слов старожил Зырянова Георгия и его брата Григория Петровича: «Родились мы с братом Георгием в Курганской области, Белозерского района с. Семелеево. В Мегион приехали в 1931 г. в поисках лучших мест для постоянного проживания. Нам рассказали, что места здесь очень красивые, богатые, много зверья. Нам понравилось это место, и мы остановились. Брались за любую работу, чтобы «встать на ноги» и купить ружья. Заготавливали тополиную кору для дубления кож и сдавали ее. Постепенно заработали и на ружья, и на собак. Проживающие здесь ханты встретили нас неприветливо, пришлось нам поселиться от них отдельно. Мы с братом срубили в лесу избушку и через два года привезли мать».
Из других воспоминаний мы можем узнать, что именно Григорий Петрович впервые организовал здесь комсомольскую ячейку, его же избрали первым секретарем. А его брат был заведующим красным уголком или «красным чумом». Они «устраивали субботники, и на заработанные деньги («неводили» и сдавали рыбу в рыбучасток) покупали первые советские газеты. Начальная школа была открыта в Мегионе в 1930 г. Был открыт и интернат, где обучались и жили дети ханты. В 1931 г. привезли детей из Лекрысово, Меги, Пасола, Савкино, Б-Тархово, Пымено, Вампугольска, Ермакове. Набралось 23 человека. Первым учителем, а затем и директором школы был Гринштейн Матвей Моисеевич (об этом свидетельствует его ученик Пермитин Я.И., бывший председатель колхоза, а впоследствии председатель сельского Совета».
Итог большевистской работы был на лицо – с 1930 по 1934 гг. на территории Крайнего Севера было построено 18 баз культуры, из них 4 – на Обском Севере. Такие комплексы имели в своем составе школу-интернат с учебной мастерской, врачебно-медицинский пункт, включающий амбулаторию и больницу с терапевтическим, хирургическим, зубоврачебным, родильным отделениями и аптекой, баней, прачечной и дезокамерой. В комплекс также входил Дом народов Севера, включающий общежитие для проезжающих охотников, оленеводов, рыбаков; помещение для клубной работы, кино, радио и проекционный фонарь, зал со сценой для театральных постановок и вечеров самодеятельности. Ветеринарный пункте амбулаторией и аптекой. Культбазы изучили экономику народов края, учили коренное население ведению хозяйства: прививали навыки пчеловодства, домашнего животноводства.