Рубрика «Быт и образ жизни мегионцев XX века»
![Рубрика «Быт и образ жизни мегионцев XX века»](/upload/iblock/52c/logo_eco.png)
Как вы наверняка знаете, Мегионская земля заселялась новыми людьми еще до периода создания нефтяной промышленности. По этой причине сегодня попробуем разобраться, что могло поспособствовать развитию интереса к этой земли у правительства СССР и обычного народа.
Уже в конце 1920 – начале 1930-х гг. одна из экспедиций Министерства внешней торговли во главе с Н.Н Накоряковым изучала условия охотничьего хозяйства Сибири. Были осмотрены районы рек Тавды, Сосьвы, Пелыма и Конды. Помимо этого, несколько экспедиций было отправлено на Ямал. Этот комплекс мер был направлен на то, чтобы определить, какие меры/ресурсы способны наладить северное хозяйство. Спекуляция в свободной торговле, основанной на животном меху, отнюдь не импонировала большевикам. Получалась ситуация, при которой перекупщики из европейской части России наживались на местном населении, которое активно разорялось. Можно добавить к этому высокий уровень коррупции «на местах» и уменьшении количества самого пушного зверя. Стали применяться меры для охраны населения от эксплуатации, разрабатываться планы бесперебойного снабжения его промышленными и продовольственными товарами. В 1925 г. создается на Вахе Туземный Совет в Ларьяке, а затем, год спустя, на основании временного положения об управлении туземными племенами северных окраин РСФСР. Уже в июле 1928 года образуется Ларьякский Туземный райисполком. Туземные районы сами по себе являлись небольшими административно-территориальными единицами РСФСР, они, с одной стороны, входили в состав районов или уездов, но могли подчиняться напрямую областным или краевым властям. Знаменитые туземные исполнительные комитеты (или «ТузРИК», как их называли) насчитывали в своем составе множество представителей местного народа и, как минимум, одного грамотного русского. К их делам относились запись актов гражданского состояния, суд по административным делам, сбор статистики и т.п.
Такие действия заметно подрывали влияние кулацкого слоя населения на местных жителей. К 1937 году было коллективизировано 37 процентов хозяйств, а далее со слов старожил Зырянова Георгия и его брата Григория Петровича: «Родились мы с братом Георгием в Курганской области, Белозерского района с. Семелеево. В Мегион приехали в 1931 г. в поисках лучших мест для постоянного проживания. Нам рассказали, что места здесь очень красивые, богатые, много зверья. Нам понравилось это место, и мы остановились. Брались за любую работу, чтобы «встать на ноги» и купить ружья. Заготавливали тополиную кору для дубления кож и сдавали ее. Постепенно заработали и на ружья, и на собак. Проживающие здесь ханты встретили нас неприветливо, пришлось нам поселиться от них отдельно. Мы с братом срубили в лесу избушку и через два года привезли мать».
Из других воспоминаний мы можем узнать, что именно Григорий Петрович впервые организовал здесь комсомольскую ячейку, его же избрали первым секретарем. А его брат был заведующим красным уголком или «красным чумом». Они «устраивали субботники, и на заработанные деньги («неводили» и сдавали рыбу в рыбучасток) покупали первые советские газеты. Начальная школа была открыта в Мегионе в 1930 г. Был открыт и интернат, где обучались и жили дети ханты. В 1931 г. привезли детей из Лекрысово, Меги, Пасола, Савкино, Б-Тархово, Пымено, Вампугольска, Ермакове. Набралось 23 человека. Первым учителем, а затем и директором школы был Гринштейн Матвей Моисеевич (об этом свидетельствует его ученик Пермитин Я.И., бывший председатель колхоза, а впоследствии председатель сельского Совета».
Итог большевистской работы был на лицо – с 1930 по 1934 гг. на территории Крайнего Севера было построено 18 баз культуры, из них 4 – на Обском Севере. Такие комплексы имели в своем составе школу-интернат с учебной мастерской, врачебно-медицинский пункт, включающий амбулаторию и больницу с терапевтическим, хирургическим, зубоврачебным, родильным отделениями и аптекой, баней, прачечной и дезокамерой. В комплекс также входил Дом народов Севера, включающий общежитие для проезжающих охотников, оленеводов, рыбаков; помещение для клубной работы, кино, радио и проекционный фонарь, зал со сценой для театральных постановок и вечеров самодеятельности. Ветеринарный пункте амбулаторией и аптекой. Культбазы изучили экономику народов края, учили коренное население ведению хозяйства: прививали навыки пчеловодства, домашнего животноводства.
Уже в конце 1920 – начале 1930-х гг. одна из экспедиций Министерства внешней торговли во главе с Н.Н Накоряковым изучала условия охотничьего хозяйства Сибири. Были осмотрены районы рек Тавды, Сосьвы, Пелыма и Конды. Помимо этого, несколько экспедиций было отправлено на Ямал. Этот комплекс мер был направлен на то, чтобы определить, какие меры/ресурсы способны наладить северное хозяйство. Спекуляция в свободной торговле, основанной на животном меху, отнюдь не импонировала большевикам. Получалась ситуация, при которой перекупщики из европейской части России наживались на местном населении, которое активно разорялось. Можно добавить к этому высокий уровень коррупции «на местах» и уменьшении количества самого пушного зверя. Стали применяться меры для охраны населения от эксплуатации, разрабатываться планы бесперебойного снабжения его промышленными и продовольственными товарами. В 1925 г. создается на Вахе Туземный Совет в Ларьяке, а затем, год спустя, на основании временного положения об управлении туземными племенами северных окраин РСФСР. Уже в июле 1928 года образуется Ларьякский Туземный райисполком. Туземные районы сами по себе являлись небольшими административно-территориальными единицами РСФСР, они, с одной стороны, входили в состав районов или уездов, но могли подчиняться напрямую областным или краевым властям. Знаменитые туземные исполнительные комитеты (или «ТузРИК», как их называли) насчитывали в своем составе множество представителей местного народа и, как минимум, одного грамотного русского. К их делам относились запись актов гражданского состояния, суд по административным делам, сбор статистики и т.п.
Такие действия заметно подрывали влияние кулацкого слоя населения на местных жителей. К 1937 году было коллективизировано 37 процентов хозяйств, а далее со слов старожил Зырянова Георгия и его брата Григория Петровича: «Родились мы с братом Георгием в Курганской области, Белозерского района с. Семелеево. В Мегион приехали в 1931 г. в поисках лучших мест для постоянного проживания. Нам рассказали, что места здесь очень красивые, богатые, много зверья. Нам понравилось это место, и мы остановились. Брались за любую работу, чтобы «встать на ноги» и купить ружья. Заготавливали тополиную кору для дубления кож и сдавали ее. Постепенно заработали и на ружья, и на собак. Проживающие здесь ханты встретили нас неприветливо, пришлось нам поселиться от них отдельно. Мы с братом срубили в лесу избушку и через два года привезли мать».
Из других воспоминаний мы можем узнать, что именно Григорий Петрович впервые организовал здесь комсомольскую ячейку, его же избрали первым секретарем. А его брат был заведующим красным уголком или «красным чумом». Они «устраивали субботники, и на заработанные деньги («неводили» и сдавали рыбу в рыбучасток) покупали первые советские газеты. Начальная школа была открыта в Мегионе в 1930 г. Был открыт и интернат, где обучались и жили дети ханты. В 1931 г. привезли детей из Лекрысово, Меги, Пасола, Савкино, Б-Тархово, Пымено, Вампугольска, Ермакове. Набралось 23 человека. Первым учителем, а затем и директором школы был Гринштейн Матвей Моисеевич (об этом свидетельствует его ученик Пермитин Я.И., бывший председатель колхоза, а впоследствии председатель сельского Совета».
Итог большевистской работы был на лицо – с 1930 по 1934 гг. на территории Крайнего Севера было построено 18 баз культуры, из них 4 – на Обском Севере. Такие комплексы имели в своем составе школу-интернат с учебной мастерской, врачебно-медицинский пункт, включающий амбулаторию и больницу с терапевтическим, хирургическим, зубоврачебным, родильным отделениями и аптекой, баней, прачечной и дезокамерой. В комплекс также входил Дом народов Севера, включающий общежитие для проезжающих охотников, оленеводов, рыбаков; помещение для клубной работы, кино, радио и проекционный фонарь, зал со сценой для театральных постановок и вечеров самодеятельности. Ветеринарный пункте амбулаторией и аптекой. Культбазы изучили экономику народов края, учили коренное население ведению хозяйства: прививали навыки пчеловодства, домашнего животноводства.