Новости

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора»

Доброго времени суток, дорогие друзья! 17 ноября, ровно 72 года назад в эту же дату произошло достаточно знаменательное событие в советской истории — на вечную стоянку у Петроградской набережной Ленинграда был поставлен легендарный крейсер 1-го ранга «Аврора». Изначально до 1956 года крейсер использовали в качестве учебной базы Ленинградского Нахимовского училища. Впоследствии «Аврора» стала кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, и в этом качестве сохраняется по настоящее время.

Вообще вся история данного крейсера наполнена символизмом, его назвали в честь фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны. А на воду «32-х пушечный трехвинтовой крейсер I ранга» сошел 11 мая 1900 года под грохот торжественного салюта кораблей Балтийского флота. Его размеры были достаточно внушительны: 416 футов вместе с тараном (~126 метров), 55 футов шириной (16 метров), а полное водоизмещение составляло 6731, 28 т.

Мало кто знает, но первая битва для «Авроры» чуть не стала последней и окончилась неудачей. Грянула русско-японская война и крейсер, вернувшись на Балтику, вошел в состав формируемой 2-й Тихоокеанской эскадры, где и начал свой путь на Дальний Восток. Проход продолжался 224 дня, а в ночь на 14 мая 1905 г. корабли вошли в Корейский пролив. Здесь, у острова Цусима, и произошло сражение с японским флотом, закончившееся разгромом русской эскадры. Три русских крейсера — «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» — сильно поврежденные, с почти пустыми угольными ямами пришли в порт Манилу (Филиппинские острова — в то время колония США), где вопреки ожиданиям были интернированы (задержаны) американскими властями с согласия русского правительства. Тем не менее, достаточно ярко выразился по этому поводу участник Цусимского сражения, корабельный врач «Авроры» В. С. Кравченко: «Судьба сохранила вас в живых для Родины, для новых испытаний Тихоокеанской эскадры. Далее были учебные походы и дальние плавания. Возрождавшийся российский флот готовил новые кадры будущих моряков, и первым боевым кораблем для многих из них стала «Аврора».

С 1914 года крейсер нес активную боевую службу в составе Балтийского флота, пока некоторые из его механизмов не потребовали капитального ремонт. Этот ремонт «Аврора» встретила в Петрограде, где и оказалась в центре революционных событий 1917 года. Как писал уже позже матрос-балтиец Н. А. Ховрин: «Приблизительно с середины 30-х годов, благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссерам и некоторым писателям, началось воспевание крейсера «Аврора». Он же с горечью признавал: «…Холостой выстрел „Авроры“ вырос в…залп! …Спустя 15–20 лет холостой выстрел начинают называть сигналом к общему штурму Зимнего дворца, а мы, участники этого штурма, узнаем об этом сигнале 15–20 лет спустя. Из архивных документов можно узнать, что выстрел с „Авроры“ был сделан как призыв к спокойствию и бдительности, о чем команда крейсера писала в газету „Правду“ спустя несколько дней после Октября». Тем не менее, история внесла свои коррективы и уже в 1923 году восстановленная «Аврора» была передана Нахимовскому училищу, где за этим музеем-памятником окончательно закрепилось звание символа Октябрьской революции.

Отражение этого символа мы находим и по сей день, сегодняшний наш предмет прекрасный тому пример. Орден Октябрьской Революции был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1967 года в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, а также являлся одним из высших орденов СССР. Сам Орден изготовлен из серебра. Накладные серп и молот, расположенные в нижней части ордена, изготовлены из золото-серебро-палладиево-медного сплава. Первый орден достался городу-герою Ленинграду, а последнее награждение Октябрьской Революции произведено указом Президента СССР Михаила Горбачева от 21 декабря 1991 года. Общее кол-во награждений составило 106 462. Им награждались за активную революционную, политическую, хозяйственную, государственную и общественную деятельность. Интересно, что по сравнению со многими советскими орденами, этот просуществовал сравнительно недолго — чуть более двадцати лет, но у него появилось две вариации — там, где серп и молот удерживается одной заклепкой (ранний вариант, выпускался с 1967 по 1974 год) и там, где серп и молод удерживался двумя заклепками (1974–1991 года). Сегодня вам представлен второй вариант, так как его номер — 93301, а более ранние варианты заканчиваются номером 58327. Этот предмет поступил к нам фонды в 2009 году от В. П. Лопушковой в дар.

#Аврора #Крейсер #ПредметДня

Возврат к списку