Новости

Рубрика «75 отголосков Победы» (79-летие начала работы «Дороги жизни»)

Рубрика «75 отголосков Победы» (79-летие начала работы «Дороги жизни»)

Сегодня знаменуется 79-летие начала работы «Дороги жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны. Этот путь официально функционировал по март 1943 года, когда после прорыва блокады было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. Поэтому сегодня мы еще раз решили напомнить вам о блокаде Ленинграда: ее событиях, людях и их судьбах.

​Традиционно начало блокады связывают с датой 8 сентября 1941 года. Именно тогда войска группы армий «Север» захватили город Шлиссельбург и замкнули тем самым кольцо блокады (с севера Ленинград блокировали финские войска). Изначально Гитлер рассматривал захват Ленинграда как важную стратегическую цель в рамках плана «Барбаросса». В своей книге «Дело жизни» маршал А. М. Василевский писал по этому поводу: «Ленинград (в немецких планах) очерчен как важный стратегический пункт, с захватом которого нацистские главари предрекали Советскому Союзу весьма ощутимый спад оборонительных возможностей. С падением Ленинграда они связывали свое безраздельное господство на Балтике и, кстати сказать, стремление еще крепче затянуть петлю оккупационного режима в Скандинавских странах».

5 тыс. кв. км. — по различным расчётам именно такова площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов. Там же оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта — более полумиллиона человек, и это не считая гражданского населения — 2.5 млн. жителей города и 340 тыс. человек, проживавших в пригородах. Все они остались без железнодорожных, автомобильных и речных коммуникаций. Сообщение было возможно поддерживать только по воздуху и, конечно же, по Ладожскому озеру, к побережью которого из города вела Ириновская железнодорожная ветка.

​Однако юлизилась зима, Военный совет фронта понимал, что скоро прорвать блокаду не удастся. Путь через Ладогу давал возможность вывезти из города людей, в городе накапливать продовольствие и боеприпасы. Военный совет возложил на тыл (следовательно, в первую очередь на его руководство) ответственность за организацию, оборудование и эксплуатацию единственной возможной связью с Большой землей. Однако после того, как стало ясно, что привоз продовольствия в город воздушным путем недостаточен, а водный путь через Ладогу уже наметился, начальник тыла подал Военсовету фронта идею о дороге по льду. Он беседовал с местными рыбаками, которые рассказали ему о своих поездках на лошадях через озеро. Однако о том, чтобы кто-нибудь по льду Ладоги проехал на машине, рыбаки никогда не слышали. Обследовав местность и взвесив все «за» и «против», 13 ноября 1941 года генерал Ф. Н. Лагунов подписал Приказ по тылу Ленинградского фронта № 0164 об организации строительства ледовой дороги по Ладожскому озеру мыс «Осиновец» — маяк Кареджи. Именно эту трассу стали называть «Дорогой жизни».

Она связывала Ленинград со всей страной в период навигации — по воде, а зимой — по льду. Как вы уже поняли, примечательное название относится не ко всему пути, а только к автодороге, проложенной по льду озера, ее официальное название — «Военно-автомобильная дорога № 101/102». Очевидно, что пропускная способность этой артерии не соответствовала потребностям города, что выразилось в массовом голоде, усугублённым суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом. В городе активно в это время продолжался отпуск товаров по карточкам, который ввели в Ленинграде еще 18 июля первого года войны. Хлеб по карточкам ленинградцы получали ежедневно, остальные продукты — ежекадно (раз в 10 дней). Тем не менее, начиная с сентября нормы питания и для военнослужащих, и для гражданских регулярно снижались. Минимальное значение они достигли в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Тогда на передовой суточная норма составляла 500 гр. (в тылу — 300 гр.), для рабочих цехов — 375 гр. Норма для детей до 12 лет и иждивенцев, для сравнения, составляла 125 гр.

​Можно также взглянуть на некоторые официальные данные. По данным отчета о проделанной работе в навигацию с 24 мая по 3 декабря 1942 года всего перевезено грузов — 1 006 680 т, людей 755 665 чел., из них на восточный берег — 502 990 чел. (передислокация — 93 364 чел., командированных — 22 999 чел., раненых — 40 733, эвакуированное население — 423 066 чел., заключенных — 6 828 чел.). В Большой Российской энциклопедии указано, что общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1376 тыс. чел.

Мы также подготовили особенную для наших фондов вещь, связанную с Ленинградскими событиями. Данная медаль была учреждена 22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР. Медаль «За оборону Ленинграда» — государственная награда для награждения защитников города Ленинграда. До конца 1943 года медалью было награждено 1 млн. 92 тыс. человек (из них 300 тыс. гражданских), к 1985 году — около 1470 тыс. человек (из них 15 тыс. человек, являвшихся детьми в годы блокады). Как вы уже успели заметить, на аверсе на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части медали-пятиконечная звездочка и надпись по краю медали «За оборону Ленинграда». Медаль окаймлена выпуклым бортиком. Поступила она к нам в 2006 году по окончанию экспедиции.

#ВОВ #Ленинград #ДорогаЖизни

Возврат к списку