Рубрика «75 отголосков Победы» (79-летие начала работы «Дороги жизни»)
Сегодня знаменуется
Традиционно начало блокады связывают с датой 8 сентября 1941 года. Именно тогда войска группы армий «Север» захватили город Шлиссельбург и замкнули тем самым кольцо блокады (с севера Ленинград блокировали финские войска). Изначально Гитлер рассматривал захват Ленинграда как важную стратегическую цель в рамках плана «Барбаросса». В своей книге «Дело жизни» маршал
5 тыс. кв. км. — по различным расчётам именно такова площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов. Там же оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта — более полумиллиона человек, и это не считая гражданского населения — 2.5 млн. жителей города и 340 тыс. человек, проживавших в пригородах. Все они остались без железнодорожных, автомобильных и речных коммуникаций. Сообщение было возможно поддерживать только по воздуху и, конечно же, по Ладожскому озеру, к побережью которого из города вела Ириновская железнодорожная ветка.
Однако юлизилась зима, Военный совет фронта понимал, что скоро прорвать блокаду не удастся. Путь через Ладогу давал возможность вывезти из города людей, в городе накапливать продовольствие и боеприпасы. Военный совет возложил на тыл (следовательно, в первую очередь на его руководство) ответственность за организацию, оборудование и эксплуатацию единственной возможной связью с Большой землей. Однако после того, как стало ясно, что привоз продовольствия в город воздушным путем недостаточен, а водный путь через Ладогу уже наметился, начальник тыла подал Военсовету фронта идею о дороге по льду. Он беседовал с местными рыбаками, которые рассказали ему о своих поездках на лошадях через озеро. Однако о том, чтобы
Она связывала Ленинград со всей страной в период навигации — по воде, а зимой — по льду. Как вы уже поняли, примечательное название относится не ко всему пути, а только к автодороге, проложенной по льду озера, ее официальное название — «
Можно также взглянуть на некоторые официальные данные. По данным отчета о проделанной работе в навигацию с 24 мая по 3 декабря 1942 года всего перевезено грузов — 1 006 680 т, людей 755 665 чел., из них на восточный берег — 502 990 чел. (передислокация — 93 364 чел., командированных — 22 999 чел., раненых — 40 733, эвакуированное население — 423 066 чел., заключенных — 6 828 чел.). В Большой Российской энциклопедии указано, что общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1376 тыс. чел.
Мы также подготовили особенную для наших фондов вещь, связанную с Ленинградскими событиями. Данная медаль была учреждена 22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР. Медаль «За оборону Ленинграда» — государственная награда для награждения защитников города Ленинграда. До конца 1943 года медалью было награждено 1 млн. 92 тыс. человек (из них 300 тыс. гражданских), к 1985 году — около 1470 тыс. человек (из них 15 тыс. человек, являвшихся детьми в годы блокады). Как вы уже успели заметить, на аверсе на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части