Новости

«Подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям»

«Подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям»

Сохранение и укрепление авторитета семьи является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья и отцовство являются основными социальными ценностями общественной жизни. Однако в последнее время всё больше фактов свидетельствуют о кризисном состоянии института семьи и брака. Доказательством этому являются следующие общественные тенденции:
  • снижение престижа семьи,
  • распространение альтернативных форм брачносемейных отношений,
  • обесценивание моральных устоев, — увеличение числа разводов,
  • снижение того уровня рождаемости и качества семейного воспитания, в котором заинтересовано общество.

Медико-педагогические исследования показывают, что юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. Для современной молодёжи характерна ориентировка на гуманистические и нравственные принципы, но при этом у молодёжи отмечается существенный дефицит психологических знаний и умений.

Молодые люди недооценивают степень важности подготовки к семейной жизни, так как в современном обществе этому вопросу не уделяется особое внимание

Брак — это устоявшиеся средство создания семьи и общественного контроля за ней, один из способов сохранение и развития общества.

Психологи отмечают о том, что в нашем обществе отсутствует нормальное, здоровое понимание сексуальности, да и сама культура сексуальных отношений находится на чрезвычайно низком, примитивном уровне. Исследование И. С. Кона говорит о том, что отсутствие здорового сексуального воспитания приводит к отсутствию понимания брачных и семейных отношений.

Психолог Б. С. Круглов считает, что система подготовки молодежи к семейной жизни вместе с половым просвещением, с формированием навыков межличностного общения должна включать и формирования определенного уровня гражданско-правового сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка.

Нередки случаи, когда в брак вступают школьники в возрасте 16–17 лет. И часто причиной вступления в брак является ранняя половая жизнь. Многие молодые люди начинают половую жизнь, еще учась в школе. Однако в возрасте 16–17 лет готовность к браку и семье в единстве всех ее компонентов еще не достигнута. Она формируется в процессе подготовки к брачно-семейным взаимоотношениям и является ее результатом. Особенно сложные проблемы проявляются в бытовой сфере, поскольку современное молодое поколение почти не получает практических навыков по ведению домашнего хозяйства и организации быта и не имеет постоянных бытовых обязанностей в родительской семье.

Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

Молодые семьи сегодня живут в очень сложных экономических условиях. Большинство молодых людей в начале их супружеских жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, слышали раньше, и, но не думали, как их решать.

Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье.

Поэтому можно отметить, что направленная на подготовку к жизни семейная работа в данный период необходима и своевременна. Важно в современном обществе уделять значительное внимание вопросам воспитания психологической готовности молодежи к будущей семейной жизни. Одним из важнейших аспектов данного процесса является правильное осмысление роли семьи, брака, что непосредственно связывается с формированием комплекса определенных мотивов, установок на будущее вступление в брак. Это помогает прояснять взгляды молодежи относительно друг друга, семейного будущего, лучше понимать и принимать себя, справляться с собственными психологическими проблемами, более эффективно взаимодействовать с окружающими.

Вопросами развития семейных отношений и формирования правильной мотивации, направленной на создание семьи, занимались многие психологи. Одной из наиболее полных и интересных работ в данном направлении является работа И. В. Гребенникова. Он считает, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать такие аспекты:

1.Социальный аспект, устанавливающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также имеющий данные о назначении семьи, семейных ценностях, социальной роли семьи и родителей.

2. Морально-этический — аспект, который включает воспитание родителями таких нравственных качеств в индивиде, как:

  • доброжелательное отношение к представителям другого пола;
  • уважение к матери, отцу, старшим и младшим по возрасту;
  • потребность в воспитании детей;
  • ответственность;
  • верность;
  • честность;
  • уступчивость;
  • чувство долга перед другими людьми;
  • культура интимных чувств.

3. Правовой аспект, который ориентирован на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический аспект, благодаря которому формируется понятие о психологических основах брака и семейной жизни, а также владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический аспект, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и другие аспекты.

6. Педагогический аспект, вмещающий формирования представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфику семейного воспитания, воспитательные функции отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический аспект, поскольку именно благодаря семейным отношениям формируются знания о бюджете семьи, культура быта, умение вести домашнее хозяйство.

Семья является зоной первичной социализации ребенка и выступает важным фактором развития личностной готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям.

Возврат к списку