Новости

Рубрика «Предмет дня» (День сапожника)

Рубрика «Предмет дня» (День сапожника)

Как мы говорили ранее, 26 ноября по всему миру отмечается Международный день сапожника. Его отмечают все мастера и ремесленники, занимающиеся дизайном, изготовлением и шитьем обуви, а также работников занятых в данном производстве и специалистов по ремонту обуви. Поэтому сегодня предлагаем вам обратиться к истории этого дела и некоторых интересных образцах из наших фондов.

Широко известно, что обувное ремесло уходит корнями вглубь веков. Например, благодаря археологическим исследованиям мы знаем, что вероятным способом выделки кож у славян было квашение в кислых хлебных настоях-квасах, он же нашел свое отражение в рассказе о легендарном путешествии апостола Андрея в Новгород в ХII веке. В восточнославянских племенах практиковалось и дубление древесной корой. Большинство первых славянских кожевенных мастерских были расположены у воды, это связано прежде всего, с потребностями выделки кож. Но эти мастерские не обязательно были одновременно и жилыми строениями. В XVI–XVII веках находятся упоминания особенных кожевенных слобод, удаленных от городской застройки. Однако уже тогда существовали отдельные сапожные мастерские, они находились в центре городской застройки, где изба одновременно была местом для жизни семьи, для работы, местом получения заказов и продажи своих изделий.

Во всех древнерусских городах археологами было выделено три конструкции сапог, различаемые по виду соединения верха и подошвы (основной шов).

Они отражают три хронологических этапа развития формы обуви. Ранняя форма — мягкие сапоги без внутренних элементов. Более поздняя форма — сапоги с «сандальным» (простым наружным) швом, они преобладали в XIV—XV вв. Последнее развитие сапог в древнерусских городах — сапоги «жесткой» конструкции, они имели основной шов «В подтай» на внутренней стороне подошвы, а также стандартный набор внутренних деталей. Интересно, что из записей в расходных документов монастырей и хозяйств можно узнать, что работникам ежегодно выдавали не менее одной пары обуви, хотя срок службы солдатских башмаков составлял 6 месяцев.

На Крайнем Севере России живёт чуть больше 11,5 миллионов человек на площади около 12 миллионов квадратных километров (примерно 70% от общей территории России), что даёт плотность населения 1 чел./1 кв. км. А вот обувь у ханты, как и у других коренных народов крайнего Севера (ненцев, манси и др.) называется кисы. Кисы состоят из подошвы (тахащ паты), голенища, между ними вшиты две пары вставок разной формы. Подошву кисов делали из щетки — часть шкуры между большим и малым копытами, имеет жесткий грубый волос. Голенище состоит из нескольких полос камуса (центральная — вей нюԓ, две боковые — вей вурԓ, три задние — щәхщ). В верхней части голенища имелся ремешок для крепления обуви к поясу (вей ювԓ). По крою и декорированию различают кисы женские (ими вей) и мужские (хө вей).

Женские кисы шились короче мужских и украшались вышитой бисером полосой от носка до края голяшки по центральной передней вставке, а также горизонтальной полосой по краю голяшки. Кроме того, женские кисы могли украшаться опушкой из собачьего, оленьего меха или овчины. Мужские кисы в длину достигали колена. Они также представлены вам на первом изображении. Данный вариант был передан в фонды от В. Я. Айваседы в 1991 году. Сами кисы изготовлены из оленьих шкур в селе Варьеган. Они сшиты вручную мелким косым швом сухожильными нитками

Нырики же — русское название обуви юганских ханты. Оригинальное их именование — Ньюр. Башмачная часть данной обуви шьётся из дублёной и окрашенной кожи. Внутренняя часть меховая, но в летней обуви ворс подстригается. Голенище шьётся из плотной ткани, зимнее простёгивается, утепляется. Между башмачной частью и голенищем пришивается полоса с нашитыми разноцветными полосками. В праздничном варианте данной обуви к голенищу и башмачной части пришивается полоса орнамента из тёмной и светлой сыромятной кожи. Орнамент окрашивают красителем из лиственничной коры. Под коленом ныриков подвязывают цветными вязками, мужчины обычно плетут их из цветных ниток, украшая кистями. И в летнюю, и в зимнюю обувь вкладывают стельки из травы, которые заготовляют летом.

Представленный вам образец под вторым изображением — детский вариант ныриков. Они были приняты в дар музею в 1988 году Кельминой Аграфеной Ефремовной, жительницей местечка Избы Ачимовы. Они изготовлены из выделанной шкуры оленя и х/б ткани. Поршень, составляющий подошву, выкроен из одного куска оленьего камуса мехом внутрь. Между головкой и голенищем имеется вставка, выполненная в технике ровдужной мозаики. Орнамент мозаики — взаимопроникающий, контрастный (коричнево-белый), геометрический, в основе которого вариант узора «заячьи уши» (апл шэвыр пал — «большого зайца уши»).

Методист МОД,
Н. С. Сологуб


Возврат к списку