Здраствуйте дорогие друзья!
С Вами Лектор МАУ «Экоцентр» Екатерина.
Немногим раннее мы рассказали вам о керамике, которая будет представлена в экспозиции «Земля чёрного соболя». Сегодня же давайте поговорим о бронзовом литье Кулайской культуры, которую так же можно будет увидеть на выставке. Кулайская культура — одна из самых ярких в Западной Сибири. Место ее рождения — Сургутско-Нарымское Приобье, время — V в. до н. э. — V в. В своем развитии она прошла два этапа: ранний (V — II вв. до н. э.) и поздний (II в. до н. э. — V в. н. э.). А название получила по месту находки в 1920 году клада бронзовых предметов на горе Кулайка (Чаинский район, Томская область). В III—I вв. до н. э., в результате массовых миграций кулайцев, на огромной территории Западной Сибири сложилась кулайская культурно-историческая общность. Специфика культуры особенно ярко проявляется в «кулайском стиле» бронзового литья, выполненного в плоских ажурных, плоских сплошных и полых формах. Эти изделия всегда узнаваемы: они передают черты лица человека или его фигуры; реальных птиц (орла, ворона, гагары) и зверей (лося, медведя, бобра); фантастических существ подземного мира; сложных образов, объединяющих в одной отливке облик человека-птицы-зверя. Кулайское литьё отражает образ жизни и мировоззрение таёжных рыбаков и охотников во всем многообразии — во взаимоотношениях их с ближайшим окружением и с мировым пространством. К концу III в. до н. э. кулайцы освоили изготовление железа, которое стало вытеснять бронзовые орудия труда и оружие, но дары своим духам и богам они продолжали отливать из бронзы.
Кулайские археологические памятники васюганского этапа довольно разнообразны. Это были поселения, городища, могильники, жертвенные места (святилища), клады, случайные находки и местонахождения. Экспонаты, которые будут представлены в экспозиции, получены в результате раскопок, произведённых Тобольской археологической экспедицией пединститута, по заказу Мегионского городского историко-этнографического музея, (летом 1991–92 годах) на территории Сургутского Приобья, а найдены они в городище Ермаково VI. Экспонаты выполнены в стиле плоскостного литья и представляют собой антропоморфные изображения двух личин и обломок зооморфной фигуры, предположительно птицы. Личины представляли собой человеческое лицо с выделенными валиками носом, глазами, ртом. Особенностью одной из них является её сдвоенность. Это не ошибка. В одном изображении мастер пытался передать два лица, две ипостаси одного тела. Есть несколько толкований, почему некоторые личины были двойные, это могли быть: шаманские парные духи, близнецы, супружеская пара, пара родоначальников в позе совокупления. Также на голове антропоморфных изображений можно было встретить украшение в виде «рогатой» трёхлучевой короны, островерхних головных уборов, а также шлема с маской.
Зооморфные фигуры были представлены в виде различных птиц (считалось, что они живут в верхнем мире и являются проводниками в мир духов), различных животных (одним из главных животных считался лось), в том числе и хищников, а так же хтонические существа, которые относились к нижнему миру мёртвых. Кулайцы вносили в любое изображение некое мистическое, божественное, шаманское, ритуальное олицетворение простым земным существам.
Спасибо за внимание!
С Вами была лектор МАУ «Экоцентр»
Булатова Екатерина Андреевна.