Новости

Рубрика "Исторические очерки жизни коренных народов Западной Сибири" (от 26.02.2021)

Рубрика "Исторические очерки жизни коренных народов Западной Сибири" (от 26.02.2021)
Друзья, сегодня хотим поговорить о празднике коренных народов нашего региона, который заслуженно можно считать самым красочным – «Медвежий праздник». Он, в сущности, часть более широкого понятия «культ медведя», который в целом был очень распространен в древности у многих народов таежной зоны Евразии. По мнению историков, медвежий праздник ханты и манси - достаточно сложный комплекс обрядовых действий, песнопений, связанных с поклонением духам-покровителям и т.д., проводимых по определённому сценарию в течение нескольких дней. Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков генеалогических или родовых групп. Исполнялись специальные «медвежьи песни». Затем следовали «призывные песни», «птичьи танцы», во время которых вызывались как общие божества, так и предки генеалогических групп, а также танцы с саблями или мечами. Эта часть праздника была священной.

Главные праздничные ритуалы проводили ночью. Каждая ночь начиналась с песни, пробуждающей медведя, а завешалась его укладыванием «спать». В течение нескольких дней исполнялось до трехсот ритуальных песен и сцен. Пели песни от имени зайца, лисицы, кошки и других зверей. Особые песнопения отмечали приход на праздник Великих духов; устраивали также пляски. Медведь «гостил» 4-7 дней, столько и продолжался праздник. По его окончании душа медведя уходила на небо, и он, как верили, мог вновь возродиться на земле. Череп, а иногда и шкуру, хранили в священных амбарах. Иногда «по велению медведя» или по желанию хозяина из медвежьей головы делали чучело и почитали его как домашнего духа-покровителя.

Согласно традиции, ритуальные действия по отношению к медведю начинаются с момента нахождения берлоги или с факта добычи зверя. Однако для проведения наиболее массовой части обряда, которую в настоящее время и определяют как медвежьи игрища, необходима соответствующая подготовка, поэтому как в традиционной культуре, так и в настоящее время для этого праздника устанавливается конкретная дата. Однако ранее, в далёком прошлом, когда убивать медведя было нельзя, проводились только периодические праздники. Они устраивались зимой в течение 7 лет подряд с семилетним последующим перерывом, начинались в декабре, с периода зимнего солнцестояния, и заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия.

Уже позже появилась традиция устраивать праздник после удачной охоты на медведя. Тогда он длился 5 ночей, если был убит медведь, и 4 ночи, если это была медведица. Он являлся как бы сокращенным вариантом периодического праздника. Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной» позе (голова — на вытянутых лапах), зафиксированной ещё в бронзовых украшениях I тыс. до н.э. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты (как покойнику), лапы украшали кольцами, ленточками. Перед самим медведем ставили всевозможные угощения, фигурки из теста, вино и дымящуюся чагу для окуривания. Все, кто приходил на праздник, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины — через платок). Затем исполняли «медвежьи песни», мужские и женские танцы

При этом, в ранние годы существования СССР любые виды медвежьих игрищ находились под строгим идеологическим запретом. Известно, что тогда культурная политика органов власти в отношении остяков и вогулов заключалась в борьбе с религиозными воззрениями коренных народов, прививание им других культурных особенностей. Хотя в 1972 г. в округе впервые был проведён окружной фестиваль народного творчества и фольклора. Работниками культуры фольклор понимался как зрелищное самодеятельное творчество без привязки к определённому языку или к конкретной культуре. Поэтому аутентичные произведения фольклора, как и прежде, не вписывались в систему ценностей официальной культуры. А медвежьи игрища всё ещё находились под запретом, но уже не таким жёстким, как ранее. Уже с 1991 года начали подготавливаться специальные центры на территории Сибири, организовывавшие все новые медвежьи праздники – с них и началось воскрешение этого интереснейшего культурного феномена коренных народов Сибири.

На изображении: Фото О. А. Кравченко, Медвежий праздник у хантов (Нярсагорт, село Казым, Белоярский район, Ханты-Мансийский автономный округ)

#Праздники #Медведь #Ханты

Возврат к списку