Рубрика «Предмет дня» (31.03)
"Exhibit of the day"
(ENG VERSION)
Друзья, март всегда занимал важное место в истории Космонавтики: именно в этот месяц советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос, запуск спутника «Космос-26» для изучения магнитного поля Земли, первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. Сегодняшнее событие не стало исключением, а поговорим мы о «Луне-10» - первом искусственном спутнике Луны.
Отметим, что изначально карта луны была составлена лишь для видимой с Земли стороны Луны (видимого полушария). О невидимой части луны было неизвестно до сравнительно недавнего времени, поэтому у ученых в конце прошлого столетия этот вопрос вызывал огромнейший интерес. Таким образом, впервые в СССР была составлена специальная Лунная программа. По ней к Луне были направлены 24 межпланетные автоматические станции. Осуществление этой программы началось в 1959 году, а все станции стартовали с космодрома Байконура.
Первая межпланетная автоматическая станция Луна-1 стартовала с Земли 2 января 1959 года. По итогам она пролетела над поверхностью Луны на расстоянии 5000 км. А станция «Луна-2» стартовала к Луне 14 сентября 1959 года, спустя 9 месяцев после «Луна - 1». Необходимо отметить, что сам аппарат не имел собственной двигательной установки, целью было собрать различные данные с помощью сцинтилляционных счетчиков, счетчиков Гейгера, магнитометров. Однако отсутствие двигательной установки повлияло на то, что сама станция врезалась в Луну со скоростью 3,3 км/сек, предположительно образовав кратер диаметром от 15 до 130 метров. Также этот аппарат запомнился многим благодаря двум вымпелам, которые он нес. Сами вымпелы выполнены были в виде шаров из нержавеющей стали, каждый из них был составлен из 72 пятиугольных сегментов: 12 правильной формы, на поверхности которых были отчеканены герб СССР и надпись «СССР», и 60 неправильной формы с пятиконечной звездой, надписью «СССР» и датой запуска. Предположительно, они попали на поверхность Луны без значительных повреждений и находятся там и по сей день. Впервые в мире советская станция оказалась на поверхности Луны. Это было большим достижением в мире.
Интересно, что уже через месяц, 4 октября 1959 года, с космодрома Байконур была запущена «Луна-3». Ей было суждено войти в историю в качестве искусственного спутника Луны, который впервые в мире осуществил фотографирование обратной стороны Луны. Оно было произведено 7 октября того же года. Это был достаточно небольшой по размерам спутник, но требовал огромных научных ресурсов, и при этом в кратчайшие сроки – на его разработку выделили всего полтора года. За это время была разработана также и новая бортовая фототелесъемочная камера и фототеливизионная система под общим названием «Енисей». Снимки обратной стороны Луны, полученные данным спутником, также были достаточно интересными. Оказалось, что обратная стороны Луны сильно отличается от той, что видим мы. На ней очень мало темных пятен и основную ее часть составляет сплошной «материк». На основании тех же фотографий и уже имеющихся ранее фотографий видимой части Луны был составлен полный атлас всей ее поверхности.
С тех пор было проведено множество запусков для различных целей: фотографирование обратной стороны Луны, Столкновение с поверхностью Луны, Мягкая посадка на Луну, установление Лунной связи и фотографирование Луны. Но вот интересующая нас сегодня «Луна-10» была предназначена стать искусственным спутником Луны и была запущена 31 марта 1966 года, ей предшествовал «Космос-111», запущенный с той же целью, но не смог выполнить задачу из-за аварии разгонного блока. Итого в 13:46:59 московского времени с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя Молния-М, которая вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-10». Станция провела исследования Луны с окололунной орбиты. Измерено содержание естественных радиоактивных элементов – калия, урана, тория в лунной коре; построена карта магнитного поля, напряжённость которого составила 0,001% от земного, и обнаружено, что у Луны, в отличие от Земли, нет радиационных поясов. «ЛУНА-10» измерила поток микрометеоров и космическое излучение на окололунной орбите.
Начиная с 1957 г. было выпущено более 5000 тысяч значков, посвященных запуску космических аппаратов, космонавтам, пилотирующим корабли, ученым, создавшим проекты этих аппаратов, организациям, коллективы, в которых реализовывали замыслы ученых, музеям, хранящим историю космонавтики. Значки выпускались из различных металлов, с использованием различной техники и значительно отличаются по художественному уровню. Некоторые значки достигают уровня произведений искусства: значок является, по сути, художественной миниатюрой. В многообразии значков по космической тематике выделяются серии значков, одинаково оформленных, но посвященных различным событиям. Серия памятных значков «Луна» посвящена советским межпланетным летательным аппаратам. Множество примеров из этой серии были переданы нам Т.П. Адартасовой в 2006 году.
#Значок #Космос #Луна
_________________________________________________________________________________
March has always held an important place in the history of Cosmonautics of our country: it was the month when Soviet cosmonaut Alexei Leonov made the first spacewalk in human history, the launch of the Cosmos-26 satellite to study the Earth's magnetic field, and the world's first spacecraft flight from Earth to another planet. Today's event is no exception, and we will talk about the Luna-10, the first artificial lunar satellite.
Note that initially the map of the moon was made only for the visible side of the moon from Earth (visible hemisphere). About the invisible part of the moon was unknown until relatively recently, so scientists at the end of the last century, this question has caused great interest. Thus, for the first time in the USSR, a special Lunar Program was drawn up. According to it, 24 interplanetary automatic stations were sent to the Moon. Implementation of this program began in 1959, and all the stations were launched from Baikonur Cosmodrome.
The first interplanetary automatic station Luna-1 was launched from Earth on January 2, 1959. As a result, it flew over the surface of the Moon at a distance of 5,000 km. The Luna-2 station was launched to the Moon on September 14, 1959, 9 months after Luna-1. It should be noted that the apparatus itself did not have its own propulsion system, the purpose was to collect various data using scintillation counters, Geiger counters, and magnetometers. However, the lack of propulsion system influenced the fact that the station itself crashed into the moon at a speed of 3.3 km/sec, presumably forming a crater with a diameter of 15 to 130 meters. This vehicle is also remembered by many for the two pennants it carried. The pennants themselves were in the form of stainless steel balls, each made up of 72 pentagonal segments: 12 of regular shape, with the coat of arms of the USSR and the inscription "USSR" stamped on the surface, and 60 of irregular shape with a five-pointed star, the inscription "USSR" and the launch date. Presumably, they hit the surface of the moon without significant damage and are still there today. For the first time in the world, a Soviet station was on the surface of the Moon. This was a great achievement in the world.
Interestingly, one month later, on October 4, 1959, Luna-3 was launched from Baikonur Cosmodrome. It was destined to go down in history as the artificial lunar satellite that was the first in the world to photograph the back side of the moon. It was made on October 7 of that year. It was a fairly small satellite, but it required enormous scientific resources, and in the shortest possible time - only a year and a half was allocated for its development. During this time, a new on-board photovoltaic camera and a photovoltaic system under the general name Yenisei were also developed. The pictures of the back side of the Moon, received by this satellite, were also quite interesting. It turned out that the back side of the moon is very different from what we see. It has very few dark spots and its main part is a solid "continent". Based on the same photographs and previously available photographs of the visible part of the Moon, a complete atlas of its entire surface was compiled.
Since then, there have been many launches for various purposes: photographing the back side of the Moon, Collision with the Moon surface, Soft Landing on the Moon, establishing Lunar Communications and photographing the Moon. But the Luna-10, which interests us today, was intended to be an artificial lunar satellite and was launched on March 31st, 1966. It was preceded by Cosmos-111, launched for the same purpose but which could not fulfill its mission because of an upper stage failure. At 13:46:59 Moscow time, the Lightning-M launch vehicle was launched from the Baikonur Cosmodrome, which put the Luna-10 automatic interplanetary station on a flight path to the Moon. The station conducted research on the Moon from a lunar orbit. The content of natural radioactive elements - potassium, uranium, thorium in the lunar crust was measured; a map of the magnetic field, the strength of which was 0.001% of the earth's strength, was constructed, and it was discovered that the Moon, unlike the Earth, has no radiation belts. "LUNA-10" measured micrometeor flux and cosmic radiation in the lunar orbit.
Since 1957, more than 5000 thousand badges have been produced, dedicated to the launch of space vehicles, to the cosmonauts who piloted the spacecraft, to the scientists who created the designs for these vehicles, to the organizations, the teams that implemented the scientists' ideas, to the museums that preserve the history of cosmonautics. Badges were produced of different metals, using different techniques and differ significantly in artistic level. Some of the badges reach the level of works of art: the badge is, in fact, an artistic miniature. In the variety of badges on space subjects a series of badges, equally designed but dedicated to different events, are distinguished. A series of commemorative badges "The Moon" is dedicated to Soviet interplanetary flying vehicles. Many examples of this series were given to us by T.P. Adartasova in 2006.