Рубрика: Предметы и Факты (от 04.07.2022)
Совсем недавно в России отмечался День партизан и подпольщиков. Исходной датой был выбран день, когда Совнаркомом СССР была принята специальная Директива: «в занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии..., создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия». Количество партизан, участвовавших в движении, трудно точно определить. Однако примерно можно сказать, что за годы войны в советские партизанские отряды насчитывали от 30 до 175 тысяч человек. В наших фондах с 2019 года имеется муляж медали «Партизану Отечественной войны I степени». Оригинальная медаль «Партизану Отечественной войны» стала первой в Советском Союзе медалью, которая имела сразу две степени. Автором рисунка партизанской медали стал художник Москалёв Н.И., который при создании награды использовал рисунок с неосуществленного проекта — планируемой медали «25 лет Советской Армии».
Тем не менее, бессмысленно пытаться в который раз проанализировать и посчитать количество героических подвигов движения – дать сухую оценку человеческим подвигам банально невозможно. Однако сегодня мы хотим показать другую сторону жизни досуга партизан в годы Великой Отечественной войны. М.Г.Абрамов, который в 1943—1944 гг. был редактором газеты 5-й Ленинградской партизанской бригады (ЛПБ) «Партизанская месть», писал: «В советском тылу и тогда, в дни войны, и позднее нередко спрашивали: “Ну, а какой-нибудь досуг у партизан был? Или только и помыслов: автомат, винтовка, пулемет, взрывчатка, бой, марш?..” Нет, конечно! Человеку в любых условиях нужен не только физический, но и духовный отдых».
К концу войны вышло огромное количество трудов партизанского фольклора: сборники «Песни и частушки партизан», «Песни ленинградских партизан»; в 1945 г. вышел сборник стихов, песен, рассказов и очерков партизан; попытка охватить различные формы культурного досуга была предпринята в сборнике фотографий и документов «Фольклор и быт ленинградских партизан». Были также популярны и вечера самодеятельности, они особенно сильно сближали партизан с местными жителями. м. В марте 1942 г. в прифронтовое село Александровское Маловишерского района прибыла 1-я Волховская партизанская бригада (более 800 человек), которой предстояло идти в тыл врага. Бывший боец бригады И.И.Крутиков вспоминал: «Мы развлекали небольшое село концертами художественной самодеятельности. Особенно хорошо пели и танцевали девушки. В нашей сотне были две санитарки: Вера и Люся. Обе они были веселыми, находчивыми». Партизанский фольклор стал значительным явлением войны: «в наших полевых сумках были стихи, рассказы, песни, бывальщины, частушки и раешники». Вечера также могли включать в себя и театральные постановки. Профессиональные артисты выступали в расположении партизан в советском тылу: новгородские партизаны приглашали к себе артистов из труппы Ленинградского Малого драматического театра, присылая за ними грузовую машину.
Небольшое количество свободного времени партизаны посвящали также и учебе. В некоторых отрядах проводились лекции на научные и политические темы. «Бывает, заспорят между собой два дружка, скажем, о происхождении жизни на земле, мичуринской агротехнике, политическом строе в какой-нибудь далекой маленькой стране, и идут за консультацией к Буренкову. Последнее слово всегда за ним. Научный авторитет Буренкова непререкаем. Недаром ребята называют его живым справочником» - именно так отзывались о лекторе и научном сотруднике Буренкове бойцы из отряда Емельянова.
Творчество, песни и юмор – неотъемлемые черты партизанской жизни. Особой формой юмора стали партизанские листовки, в которых партизаны прибегали к «соленому словцу». Такие листовки выходили на всей оккупированной территории. В Ленинграде тиражом в 300 экземпляров была отпечатана листовка-ответ на «беседы» сотрудника оккупационной газеты Игоря Свободина: «Бандиту пера, пресмыкающемуся животному, фашистскому блюдолизу, мастеру по производству тумана…».
Формы культурного досуга партизан выполняли множество важных задач: поддержка местного населения; поддержание боевого духа; создание антифашисткой пропаганды. Нельзя не сказать о том, что партизаны, даже находясь в глубоком тылу, старались нести культурное просветление в свою жизнь – писались стихи, рассказы, оставлялись воспоминания, портреты. Это был еще один важнейший фронт борьбы, выражавшийся через движение их души в потоке творчества.
#Медаль #Партизаны #СССР
Тем не менее, бессмысленно пытаться в который раз проанализировать и посчитать количество героических подвигов движения – дать сухую оценку человеческим подвигам банально невозможно. Однако сегодня мы хотим показать другую сторону жизни досуга партизан в годы Великой Отечественной войны. М.Г.Абрамов, который в 1943—1944 гг. был редактором газеты 5-й Ленинградской партизанской бригады (ЛПБ) «Партизанская месть», писал: «В советском тылу и тогда, в дни войны, и позднее нередко спрашивали: “Ну, а какой-нибудь досуг у партизан был? Или только и помыслов: автомат, винтовка, пулемет, взрывчатка, бой, марш?..” Нет, конечно! Человеку в любых условиях нужен не только физический, но и духовный отдых».
К концу войны вышло огромное количество трудов партизанского фольклора: сборники «Песни и частушки партизан», «Песни ленинградских партизан»; в 1945 г. вышел сборник стихов, песен, рассказов и очерков партизан; попытка охватить различные формы культурного досуга была предпринята в сборнике фотографий и документов «Фольклор и быт ленинградских партизан». Были также популярны и вечера самодеятельности, они особенно сильно сближали партизан с местными жителями. м. В марте 1942 г. в прифронтовое село Александровское Маловишерского района прибыла 1-я Волховская партизанская бригада (более 800 человек), которой предстояло идти в тыл врага. Бывший боец бригады И.И.Крутиков вспоминал: «Мы развлекали небольшое село концертами художественной самодеятельности. Особенно хорошо пели и танцевали девушки. В нашей сотне были две санитарки: Вера и Люся. Обе они были веселыми, находчивыми». Партизанский фольклор стал значительным явлением войны: «в наших полевых сумках были стихи, рассказы, песни, бывальщины, частушки и раешники». Вечера также могли включать в себя и театральные постановки. Профессиональные артисты выступали в расположении партизан в советском тылу: новгородские партизаны приглашали к себе артистов из труппы Ленинградского Малого драматического театра, присылая за ними грузовую машину.
Небольшое количество свободного времени партизаны посвящали также и учебе. В некоторых отрядах проводились лекции на научные и политические темы. «Бывает, заспорят между собой два дружка, скажем, о происхождении жизни на земле, мичуринской агротехнике, политическом строе в какой-нибудь далекой маленькой стране, и идут за консультацией к Буренкову. Последнее слово всегда за ним. Научный авторитет Буренкова непререкаем. Недаром ребята называют его живым справочником» - именно так отзывались о лекторе и научном сотруднике Буренкове бойцы из отряда Емельянова.
Творчество, песни и юмор – неотъемлемые черты партизанской жизни. Особой формой юмора стали партизанские листовки, в которых партизаны прибегали к «соленому словцу». Такие листовки выходили на всей оккупированной территории. В Ленинграде тиражом в 300 экземпляров была отпечатана листовка-ответ на «беседы» сотрудника оккупационной газеты Игоря Свободина: «Бандиту пера, пресмыкающемуся животному, фашистскому блюдолизу, мастеру по производству тумана…».
Формы культурного досуга партизан выполняли множество важных задач: поддержка местного населения; поддержание боевого духа; создание антифашисткой пропаганды. Нельзя не сказать о том, что партизаны, даже находясь в глубоком тылу, старались нести культурное просветление в свою жизнь – писались стихи, рассказы, оставлялись воспоминания, портреты. Это был еще один важнейший фронт борьбы, выражавшийся через движение их души в потоке творчества.
#Медаль #Партизаны #СССР