Новости

Рубрика "Сибирские деятели в истории России" (от 26.12.2022)

Рубрика "Сибирские деятели в истории России" (от 26.12.2022)
Историк передового общественного движения совершил бы большую ошибку, если бы, восстанавливая общую картину идейной жизни 30-х гг., обошел вниманием смелое агитационное выступление декабриста Михаила Сергеевича Лунина…» - именно такими словами описывали яркого представителя сибирской интеллигенции XIX века. Самое говорящее выражение о декабристе было высказано историком М.В. Нечкиной, которая представила его как «человека, дразнящего медведя в его собственной берлоге».
Декабрист М.С. Лунин – тамбовский и саратовский помещик, участник всех крупных военных баталий с 1805 года, награжден был за отвагу и храбрость. Характер Лунина и даже его внешность производили сильное впечатление на окружающих. «Наружность его, - вспоминал близко знавший Лунина француз И. Оже, - произвела на меня чарующее впечатление. Мягкий взгляд обладал притягательной силой. В нем чувствовалась сильная воля, но она не проявлялась с отталкивающей суровостью. В спорах он побивал противника, нанося раны, которые никогда не заживали; логика его доводов была так же неотразима, как и колкость шуток. Это был мечтатель, рыцарь, как Дон-Кихот, всегда готовый сразиться с ветряной мельницею. Его философский ум обладал способностью на лету схватывать полувысказанную мысль, с первого взгляда проникать в сущность вещей... Он был самостоятельный мыслитель, доходивший большей частью до поразительных по своей смелости выводов».
В 1815 г. из-за несогласия с командованием, М. Лунин был уволен из армии и годом позже присоединился к «Союзу спасения». Его письма периода ссылки адресованы сестре Екатерине Уваровой и, представляют интерес прежде всего потому, что не являлись типичным образцом «семейной переписки», встречавшейся у других декабристов. Стоит сказать, что сам декабрист очевидно понимал политическую направленность своей переписки с сестрой и сам хотел ее распространения: «Оставляю письмена мои законными наследниками мысли». На каторге Лунин использовал все возможности для изучения самой разнообразной литературы, для ознакомления с периодическими изданиями. Все это дало ему необходимый материал для того, чтобы на поселении вновь перейти к «действиям наступательным» и создать целый ряд публицистических сочинений антиправительственной направленности. Сам декабрист следующим образом писал о целях своей публицистической деятельности: «Цель писем моих состояла в том, чтобы обозначить органические вопросы быта общественного, которые разрешить необходимо. Предприятие мое не бесполезно в эпоху перехождения, когда стихии рациональной оппозиции не существуют, когда печатание, немое для истины, служит только выражением механической лести. Заключенный в казематах, десять лет не переставал я размышлять о выгодах родины. Думы мои всегда клонились к пользам тех, которые не познали моих намерений. В ссылке, как скоро переменились обстоятельства, я опять начал действия наступательные». После того, как III отделение запретило ему переписку с сестрой на политические темы 28 октября 1839 года, он решил отказаться от нее полностью, так как был уверен, что мир состоит из политики.
Как политические заключенные, они достаточно много и часто сталкивались с реалиями сибирской законодательной системы XIX века. Декабристы рассказывали о «неестественности» положения этих людей, полностью отвергнутых обществом. Главная проблема виделась в зависимости благосостояния этого слоя от личностей и предпочтений начальства. Если управляющий обращал внимание на состояние материального быта и пытался его улучшать, то многие ссыльные обзаводились семьями и вели хозяйство. Однако в остальных случаях, «проводя целые дни в тяжкой работе, в душном, грязном остроге, без одежды зимой и летом, питаясь так, чтобы не умереть только с голоду», людей ставили в такое положение, при котором бегство могло стать одним из наименее тяжелых их преступлений. Сам Лунин в своих письмах утверждал: «смерть его (осужденного) так же важна, как и жизнь судьи». Декабрист отмечал консервативные начала многих мер, направленных против осужденных законом людей. Казнь у М.С. Лунина «оскорбляет разум» судебной системы всей страны. Это во многом перекликается и с ситуацией в самой Российской империи. За период от повешенья руководителей декабрьского восстания и до конца XIX в. в общей сложности было казнено 525 человек, 192 из которых по политическим мотивам.
М.С. Лунин описывал один из эпизодов сибирской жизни, в ходе которого рота солдат остановилась близ его места жительства вместе с преступником. По словам декабриста, сам осужденный был «прикрыт лишь грязной и изношенной рубахой». Попытки как-то улучшить положение преступника, накормить его были сразу же пресечены солдатами. М.С. Лунин утверждал, что запрещалось даже просто приободрять осужденных. Революционеры подчеркивали, что любой закон и любая правовая мера должна носить нравственный характер, изменяя в лучшую сторону человека, а властям было проще «уродовать внутренний и внешний мир человека» и делать из него изгоя общества.
В вопросах образования декабрист был уверен, что учиться можно повсюду, так же хорошо в Сибири, как в Германии и Франции, но под хорошим руководством. Особое внимание Лунин обращал на необходимость изучения языков, в том числе и так называемых «мертвых» - латинского и древнегреческого, поскольку они являются носителями традиции, «предания», сохраняют и передают глубинные истины, являющиеся основой существования человека. Множества из этих идей были неразрывно связаны с педагогической деятельностью декабристов в Сибири.
Михаил Сергеевич Лунин был человеком самых принципиальных качеств. Своими яркими публицистическими произведениями, силой нравственного примера, мужеством и стойкостью он во многом показывал пример духовного величия человека, не сломленного режимом.


(На изображении) - Автолитография П.Ф. Соколова. 1822 год. С.-Петербург.
#Сибирь #Лунин








Возврат к списку