Рубрика: Предметы и Факты (от 25.01.2023)
Победители Первой мировой войны приняли меры для ликвидации военного могущества Германии. По условиям Версальского договора вооруженные силы Германии ограничивались 100-тысячной сухопутной армией. Обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям.
Особенно ограничения коснулись артиллерии. Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, а в парке полевой оставили лишь два типа артсистем: 77-мм пушки F.K. 16 и 105-мм легкие гаубицы le.F.H. 16. Для каждой дивизии рейхсвера было допущено иметь только 12 единиц этих артиллерийских пушек, а общий боезапас для них не должен был превышать 800 снарядов. Однако Германия начала применять методы обхода условий Версальского договора, чтобы повысить свою военную мощь, при этом поддерживая полную секретность над разработкой нового оружия. Поскольку Германии не было разрешено иметь собственную военную промышленность, производство оружия и военной техники по проектам немецких конструкторов организовывалось за границей. Военные летчики и танкисты также получали обучение за рубежом, включая до 1933 года - в СССР.
Версальский трактат означал резкий спад не только в абсолютном количестве гаубиц, но и в удельном весе этих орудий в артиллерийском парке рейхсвера. Это не могло не вызывать недовольства у военного руководства Германии. Уже в середине 1920-х гг. было понятно, что необходимо произвести качественное улучшение артиллерии, особенно поскольку гаубица le.F.H.16 устаревала. К 1930 г. разработка новой гаубицы была завершена, и начались испытания. И проектирование, и испытания проводились в обстановке строгой секретности. Дабы замаскировать факт создания новой артсистемы, ей дали официальное наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 — 10,5-см легкая полевая гаубица обр. 1918 г., или сокращенно le.F.H. 18. Официально же орудие приняли на вооружение 28 июля 1935 г. Сегодня вам представлена переноска (укупорка) снарядов от данной гаубицы. Масса le.F.H.18 в походном положении возросла по сравнению с предшественницей более, чем на шесть центнеров, и достигла почти 3,5 тонн. Для такого орудия как нельзя более подходила механическая тяга. Но автомобильная промышленность не поспевала за росшим, словно на дрожжах, вермахтом. Поэтому основным средством транспортировки большинства легких гаубиц была упряжка из шести коней. В начале войны для изготовления укупорки применяли дуб, цинковые и алюминиевые полосы, затем перешли на древесину простых пород, и укупорки стали делать полностью деревянными. Сам предмет был найден при раскопках в городе Славинске Донецкой области. Принят нами в дар от Игоря Владимировича Кота в 2008 году. Сейчас трудно назвать сражения времен Второй мировой войны, в которых бы не участвовали дивизионы этих орудий.
(На втором изображении - Красноармеец на площади Кальвария (Kalvaria ter) в Будапеште. В центре — брошенная немецкая 105-мм гаубица leFH18 (Kalvaria ter). Авторское название фото — «Советский военный разведчик ведет наблюдение за кварталами Будапешта, занятыми гитлеровцами»)
Особенно ограничения коснулись артиллерии. Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, а в парке полевой оставили лишь два типа артсистем: 77-мм пушки F.K. 16 и 105-мм легкие гаубицы le.F.H. 16. Для каждой дивизии рейхсвера было допущено иметь только 12 единиц этих артиллерийских пушек, а общий боезапас для них не должен был превышать 800 снарядов. Однако Германия начала применять методы обхода условий Версальского договора, чтобы повысить свою военную мощь, при этом поддерживая полную секретность над разработкой нового оружия. Поскольку Германии не было разрешено иметь собственную военную промышленность, производство оружия и военной техники по проектам немецких конструкторов организовывалось за границей. Военные летчики и танкисты также получали обучение за рубежом, включая до 1933 года - в СССР.
Версальский трактат означал резкий спад не только в абсолютном количестве гаубиц, но и в удельном весе этих орудий в артиллерийском парке рейхсвера. Это не могло не вызывать недовольства у военного руководства Германии. Уже в середине 1920-х гг. было понятно, что необходимо произвести качественное улучшение артиллерии, особенно поскольку гаубица le.F.H.16 устаревала. К 1930 г. разработка новой гаубицы была завершена, и начались испытания. И проектирование, и испытания проводились в обстановке строгой секретности. Дабы замаскировать факт создания новой артсистемы, ей дали официальное наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 — 10,5-см легкая полевая гаубица обр. 1918 г., или сокращенно le.F.H. 18. Официально же орудие приняли на вооружение 28 июля 1935 г. Сегодня вам представлена переноска (укупорка) снарядов от данной гаубицы. Масса le.F.H.18 в походном положении возросла по сравнению с предшественницей более, чем на шесть центнеров, и достигла почти 3,5 тонн. Для такого орудия как нельзя более подходила механическая тяга. Но автомобильная промышленность не поспевала за росшим, словно на дрожжах, вермахтом. Поэтому основным средством транспортировки большинства легких гаубиц была упряжка из шести коней. В начале войны для изготовления укупорки применяли дуб, цинковые и алюминиевые полосы, затем перешли на древесину простых пород, и укупорки стали делать полностью деревянными. Сам предмет был найден при раскопках в городе Славинске Донецкой области. Принят нами в дар от Игоря Владимировича Кота в 2008 году. Сейчас трудно назвать сражения времен Второй мировой войны, в которых бы не участвовали дивизионы этих орудий.
(На втором изображении - Красноармеец на площади Кальвария (Kalvaria ter) в Будапеште. В центре — брошенная немецкая 105-мм гаубица leFH18 (Kalvaria ter). Авторское название фото — «Советский военный разведчик ведет наблюдение за кварталами Будапешта, занятыми гитлеровцами»)