Новости

Рубрика: Предметы и Факты (от 24.04.2023)

Рубрика: Предметы и Факты (от 24.04.2023)
Именно в апреле, 185 лет назад, первый пароход смог пересечь Атлантический океан без остановки. Эти машины играли достаточно серьезную роль в истории нашей страны, поэтому мы решили рассказать о некоторых интересных случаях, связанных с пароходным делом. А начнем мы с этой фотооткрытки «Прибытие новому авону Их Императорских Величеств», переданной нам от В.П. Павловской в 1995 году.

Во время путешествия из Новороссийска в Батум Александр III с семьей остановился на один день в Новоафонском монастыре. Интересно, что российский император изначально отказался принять участие в церемонии закладки соборного храма Новоафонского монастыря из-за жары. Только настойчивость архимандрита Иерона убедила императора подняться на нагорную часть обители и принять участие в закладке большого соборного храма св. Пантелеимона. В конце поездки Александр III со своей семьей отправился к берегу пешком. Там император, взойдя на баркас и подав руку архимандриту Иерону, сказал: «В памяти у меня останется посещение вашей обители; желательно видеть собор ваш оконченным». По воспоминаниям архимандрита Иерона, одна дама из свиты императора Александра III сказала одному новоафонскому монаху: «У вас государь отдохнул. Всегда и везде пред государем все на вытяжку, и государю приходится несколько себя держать также, и ему уже это надоело; а у вас просто, как будто по-семейному, что заметно государю понравилось».

Это далеко не единичный случай путешествия царской семьи в удаленные регионы России на пароходах. Вот, например, В начале июля 1891 г. по Оби проплывал наследник престола Николай Александрович. Тобольским губернатором были представлены будущему императору депутации от города, округа, инородцев и пр., которые были им приняты. Мещане, «продолжающие себя называть казаками», просили принять прошение лично от себя, пытались добиться официального отделения своей группы от общей массы мещанского населения города. Наследник выслал к этим людям офицера из своей свиты для принятия прошения и объявления, что Его Высочество на гору не поднимется и хлеба-соли не примет. Казаки оттолкнули полицейских служителей рядом с пароходом, пытаясь всячески привлечь к себе внимание: «У нас разве хлеб-соль поганые, что их не принимают?». Их напор на пароход смог остановить только специальный конвой, встретивший делегатов у трапа. Пришлось даже применить «шашки», чтобы успокоить толпу буйствующих казаков-мещан. Исходя из протокола, даже эти действия не смогли полностью их удовлетворить, и бывшие казаки продолжили «проявлять дерзость и непочтение к прибывшему Великому Гостю». Весь город тем временем всячески пытался скрыть и замять это вопиющие неповиновение царской власти. «Это беспримерное ослушание прекратится только если нескольких человек из зачинщиков и первого мещанина Николая Кайдалова было бы признано возможным удалить из Сургута» - так отзывался об этом инциденте губернатор В.А. Тройницкий.

А что же Мегион? Как вы знаете, в 1960-е годы приток приезжего населения пополнил Мегион. Многие из тех, кто приехал тогда, не выдержали сурового быта – уехали. Другие и поныне живут в городе, по праву считая себя старожилами. Мало кто знает, что в качестве общежития в протоке Мега был поставлен на якорь пароход «Карл Либкнехт», ходивший по Оби в годы войны и привёзший в Мегион (1964 г.) первые партии условно освобождённых преступников для комсомольской стройки. Впоследствии, пароход сгорел, а его остатки еще долго находились на берегу (до 2000 года).

#Пароход #Император

Возврат к списку