Рубрика: Предметы и Факты (от 24.05.2023)
Май, несмотря на достаточно плотный торжественный «график», также обозначился и Международным днем чая. Значение этого напитка трудно переоценить. В популярности и распространённости уступает он только воде, но в отличие от неё употребляется не только для утоления жажды, но и как тонизирующее и согревающее средство, а разные сорта чая позволяют любителям напитка формировать предпочтения по собственному вкусу. Сегодня культуру употребления и даже широкое распространение чая вполне заслуженно предписывают азиатскому региону, однако слышали ли вы когда-нибудь о сибирском чае, знаете ли вы о значении, который внес наш регион в распространении чайных культур? Сегодня поговорим именно об этом.
Всего (или даже целых) четыреста лет назад русские не знали о чае и не употребляли его, точно, как и другие народы за пределами Восточной Азии. Тем не менее, русские стали одними из первых любителей чая за пределами Восточной Азии и приобщили к этому напитку и другие народы. Сибирь стала мостом для введения чая в Россию, после того как она была присоединена к Московскому государству в начале XVII века. Исследователи отмечают: «Вторая историческая заслуга томских казаков... то, что они первые познакомили русский народ с одним из благороднейших напитков, который с течением времени... сделался для народа такою же насущною потребностью, как хлеб и вода».
Первая казачья экспедиция, направленная тобольским воеводой в Китай, посетила Пекин в 1618 г. Однако установленной датой первого чаепития русских людей можно считать 1638 г., когда монгольский правитель Алтан-хан Омбо-Эрдени в Саянах угощал этим напитком Василия Старкова и Степана Неверова. Русский посланник вручил монгольскому хану в подарок 100 собольих шкурок, а в ответ получил 100 бакчей чая. Интересно отметить, что Алтан-хан с трудом убедил В. Старкова взять с собой чай в качестве подарка царю Михаилу Федоровичу. Посланник заявил: «Чай в России есть незнаемая, и неупотребляемая, чего ради при Царском дворе охотно приняли бы на ту цену соболей».
Но к концу XVII в. пить чай для русских послов стало делом уже обычным. В Статейном списке посольства в 1686 г. отмечалось: «И велел хан Никифору сесть с правые стороны блиско себя, и было от него сажени с пол 2, и принесли пред хана в серебряных кунганах чаю, и, налив чаю, хану поднесли в чашке деревянной, а после того поднесли чаю Никифору и подьячему, и толмачу в деревяных же чашках». Появление чая в России способствовало распространению напитка среди сибирских народов. Исследователи в прошлом писали: «...в Сибири чаем торговали уже и в конце 16 века, а проходил он в нашу страну через монгольские и забайкальские степи. Московские власти сначала сочли чай за зелье богопротивное и угрожали тяжкими репрессиями лицам, потреблявшим и сбывавшим его. Чай победил, однако, полицейскую власть и был, в конце концов, разрешен и светским правительством, и духовенством к продаже и распитию...»
После присоединения Сибири началась постоянная торговля между русскими острогами и Китаем. Сначала торговля проводилась через бухарские и татарские торговые караваны, которые доставляли чай в Центральную, Западную и Восточную Сибирь. Решающую роль в распространении чая в русском обществе сыграла российско-китайская Кяхтинская торговля. Она проходила через Монголию и Сибирь, а ее условия были определены международными договорами. В начале чай был предназначен для местного населения Сибири, русские напитка этого не употребляли. Возможно, что первыми в русском обществе начали пить чай чиновники, контактировавшие с монгольскими властями.
Сегодняшнему предмету крайне далеко до первых чайников, которые изготавливали из специальной глины, добытой в провинции Исин. Уникальные свойства этой глины позволяли не только выдерживать высокие температуры кипения, но и обеспечивали приток воздуха, позволяли жидкости «дышать». Однако этот образец из середины прошлого столетия все еще является главным символом этой культуры. В первой половине ХХ века латунные и медные чайники были широко распространены в СССР, поскольку были удобны в использовании, долговечны, обладали высокой износостойкостью, не требовали особого ухода и стоили недорого. Их можно было использовать как в домашних, так и в походных условиях. Такой чайник был практически в каждой мегионской семье. Сам предмет был получен в 1998 году от Н.М. Жунтовой.
#Чайник #История
Всего (или даже целых) четыреста лет назад русские не знали о чае и не употребляли его, точно, как и другие народы за пределами Восточной Азии. Тем не менее, русские стали одними из первых любителей чая за пределами Восточной Азии и приобщили к этому напитку и другие народы. Сибирь стала мостом для введения чая в Россию, после того как она была присоединена к Московскому государству в начале XVII века. Исследователи отмечают: «Вторая историческая заслуга томских казаков... то, что они первые познакомили русский народ с одним из благороднейших напитков, который с течением времени... сделался для народа такою же насущною потребностью, как хлеб и вода».
Первая казачья экспедиция, направленная тобольским воеводой в Китай, посетила Пекин в 1618 г. Однако установленной датой первого чаепития русских людей можно считать 1638 г., когда монгольский правитель Алтан-хан Омбо-Эрдени в Саянах угощал этим напитком Василия Старкова и Степана Неверова. Русский посланник вручил монгольскому хану в подарок 100 собольих шкурок, а в ответ получил 100 бакчей чая. Интересно отметить, что Алтан-хан с трудом убедил В. Старкова взять с собой чай в качестве подарка царю Михаилу Федоровичу. Посланник заявил: «Чай в России есть незнаемая, и неупотребляемая, чего ради при Царском дворе охотно приняли бы на ту цену соболей».
Но к концу XVII в. пить чай для русских послов стало делом уже обычным. В Статейном списке посольства в 1686 г. отмечалось: «И велел хан Никифору сесть с правые стороны блиско себя, и было от него сажени с пол 2, и принесли пред хана в серебряных кунганах чаю, и, налив чаю, хану поднесли в чашке деревянной, а после того поднесли чаю Никифору и подьячему, и толмачу в деревяных же чашках». Появление чая в России способствовало распространению напитка среди сибирских народов. Исследователи в прошлом писали: «...в Сибири чаем торговали уже и в конце 16 века, а проходил он в нашу страну через монгольские и забайкальские степи. Московские власти сначала сочли чай за зелье богопротивное и угрожали тяжкими репрессиями лицам, потреблявшим и сбывавшим его. Чай победил, однако, полицейскую власть и был, в конце концов, разрешен и светским правительством, и духовенством к продаже и распитию...»
После присоединения Сибири началась постоянная торговля между русскими острогами и Китаем. Сначала торговля проводилась через бухарские и татарские торговые караваны, которые доставляли чай в Центральную, Западную и Восточную Сибирь. Решающую роль в распространении чая в русском обществе сыграла российско-китайская Кяхтинская торговля. Она проходила через Монголию и Сибирь, а ее условия были определены международными договорами. В начале чай был предназначен для местного населения Сибири, русские напитка этого не употребляли. Возможно, что первыми в русском обществе начали пить чай чиновники, контактировавшие с монгольскими властями.
Сегодняшнему предмету крайне далеко до первых чайников, которые изготавливали из специальной глины, добытой в провинции Исин. Уникальные свойства этой глины позволяли не только выдерживать высокие температуры кипения, но и обеспечивали приток воздуха, позволяли жидкости «дышать». Однако этот образец из середины прошлого столетия все еще является главным символом этой культуры. В первой половине ХХ века латунные и медные чайники были широко распространены в СССР, поскольку были удобны в использовании, долговечны, обладали высокой износостойкостью, не требовали особого ухода и стоили недорого. Их можно было использовать как в домашних, так и в походных условиях. Такой чайник был практически в каждой мегионской семье. Сам предмет был получен в 1998 году от Н.М. Жунтовой.
#Чайник #История