Рубрика: Коллекции «Экоцентра» (+ Translation) (от 13.06.2023)
Сегодня продолжаем рассказывать о нумизматической коллекции наших фондов. «...Подле него на большом столе среди других редких и красивых вещей находился маленький шкафчик черного дерева, отделанный серебром. В его ящичках, обшитых темно-красным бархатом, лежали древние монеты разной величины и формы. Один из этих ящичков с монетами стоял на приделанном к его креслу столике, тут же лежали замшевые полировальные подушечки, кисточки и пузырек с жидкостью. Все они ожидали своей очереди, чтобы чистить и полировать древние монеты. В хрупких пальцах он небрежно вертел нечто похожее, с моей точки зрения профана, на грязную оловянную медаль с рваными краями...» Этот отрывок из знаменитого романа «Женщина в белом», на наш взгляд, прекрасно описывает увлеченность и пристрастие к нумизматике. Однако нумизматика это не только древние монеты – это значки, медали, жетоны и многое другое. О них сегодня и поговорим.
Медалью «Горно-геологическая служба России» награждались особо отличившиеся руководители и специалисты геологических, научных и учебных организаций, органов государственной власти Российской Федерации, а также работники других отраслей народного хозяйства, внесшие существенный вклад в укрепление минерально-сырьевой базы России. Ее символика крайне интересна, ведь на ней изображен не просто кто-то, а один из первых инициаторов горно-геологических работ в нашей стране – Петр I. В 1697-1699 гг. Михаилом Бибиковым на Урале были найдены железорудные залежи, в том числе, всем известную гору Магнитная. Известно было ему и об открытии месторождений серебра в Забайкалье. В это же время, Петр Великий, с присущей ему внимательностью наблюдал и фиксировал всю технологию работы Польских, Голландских и Английских рудников. Понимание этого вопроса стимулировало появление указа Петра I “О свободе горного промысла”, т. е. об отделении прав на недра Земли от прав эксплуатации на поверхности. В России начинается подготовка горных мастеров в горнозаводских школах, созданных в Невьянске (1709), при Олонецких заводах (1715), Кунгурском и Укгусском горных заводах (1721), в горной школе в Екатеринбурге (1724). Начиная с 1712 года Россия перестала нуждаться в импорте оружия из Европы, а к концу правления Петра I экспорт российских товаров вдвое превышал импорт. Освоение природных богатств стало делом важнейшей государственной важности. Петр I и его окружение прекрасно осознавали решающее значение геологии и горного дела в развитии основных отраслей промышленности, укреплении экономической и военной мощи России.
Благодаря законодательной поддержке горнозаводское дело развивалось быстрыми темпами и к началу 20-х годов XVIII века в России действовало свыше 100 железоделательных заводов на местной сырьевой базе. Пётр I организовал научную экспедицию на Урал и в Сибирь (Д. Г. Мессершмидт, 1720 год), собравшую многочисленные коллекции и картографический материал. С увеличением размеров территории Российского государства и численности его населения возрастала потребность в минеральном сырье, поиски которого успешно велись от Кольского полуострова, рек Северная Двина, Печора, до Урала и на огромных просторах Сибири.
Немаловажным напоминанием о культуре нашей страны являются подобные значки. Все начало прошлого столетия советская власть неоднократно пыталась преобразовать и изменить административно-территориальные рамки Сибири. Унитарное государство дореволюционной России трансформировалось в федеративную структуру на национальной основе – все это повлекло за собой потребность развивать, видоизменять губернии. На значке присутствует типичная для Сургута символика, давайте поближе ее рассмотрим. Дело в том, что тайга вокруг нового города была богата пушным зверем. Самыми ценными, приносящими удачу животными считались соболи и черная лисица. Чёрный лис занимал особое место в жизни хантов и манси. Являясь покровителем человека, он непременно обитал под каждым священным деревом обских угров. Много славных мифов, сказаний, легенд, загадок посвящали коренные народу края Чёрному Лису. Эта лисица и по сей день красуется на флаге города.
Крайне удивительно наблюдать за преображением сибирских городов, предлагаем вам отрывок из отчета Сургутского уездного исправника Г.А. Пирожников за 1915 год: «Мощеных улиц нет, тротуаров не существует. Обществен-ных садов нет. Жилых строений - 230, все строения деревянные, крытых железом – 7 строений, деревом (тесом) – 223. Улицы не освещаются. Жители пользуются водой из притока Оби – речки Бардаковки, возя в бочках зимой, а большей частью носят прямо в ведрах на коромыслах. В Сургуте две православные церкви и три часовни, два кладбища (одно холерное). Нищих в городе нет. В городе тюремного замка нет. Все подлежащие выдержанию в тюремных учреждениях содержатся при полицейском управлении и препровождаются в Тобольск». Сургут уже в самом начале XX в. обладал некоторыми атрибутами городско-го быта. В Записках Западно - Сибирского отдела императорского русского географического общества за 1903 год сказано о Сургуте: «Все городские ат-рибуты в нем сведены к минимуму и в описываемое нами время ограничива-лись: полицейским управлением, почтовой конторой и неизвестно для чего существовавшей воинской командой. Здесь не было тогда ни казначейства, ни суда, ни даже тюрьмы…»
При народном доме имелась библиотека с книжным фондом в около 500-600 книг. Работала она только по воскресеньям, а обязанности библиотекаря выполнял один из учителей, который и выдавал книги. К концу XIX в. в городе находились две церкви, 3 часовни, инородче-ская больница с аптекой, почта и государственная сберегательная касса, уезд-ное полицейское управление, городское общественное управление, хлебоза-пасный магазин, метеостанция 2 разряда, казенная винная лавка, пожарное депо и одиннадцать постоянных лавок. А в 1913 Сургут получил свой первый телеграф. Есть еще один факт, который поможет нам составить сравнительную картину сибирских городов тогда и сейчас. Только вдумайтесь - исходя из данных В. Е. Клячкина получается, что в Сургуте средняя продолжительность жизни для мужчин к 1893 г. составляла всего 19,1 г., для женщин - 21,9 г. Эти примеры показывают нам, что низкая продолжительность жизни населения Сургута обусловлены были, как и суровым климатом края, так и антисанитарными условиями в городе.
Многие называют систему награждения СССР одну из самых демократических для своего времени – в ней не было национальных, сословных и образовательных ограничений. Поэтому мы никак не можем пройти мимо них, говоря об нумизматической коллекции наших фондов.
Медаль «Ветеран труда» была учреждена для награждения трудящихся за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях. Ею награждаются рабочие, колхозники и служащие «в знак признания их трудовых заслуг по достижении трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет или по старости». Медаль «Ветеран труда» вручали с 25 сентября 1974 г., как правило, в трудовых коллективах, в которых они работают. Впервые в мире орденами и медалями стал отмечаться доблестный, самоотверженный труд. По состоянию на 1 января 1995 года такой наградой было удостоено приблизительно 39 197 100 человек. руководство страны осознала необходимость награды особого рода — награды за труд. Это выглядело вполне логичным, так как в то время совершались не только боевые подвиги, награждавшиеся первым советским орденом Боевого Красного Знамени, но и акты трудового героизма, не менее значимые для молодого государства. Перед правительством РСФСР встала задача удержания власти, что было крайне сложно осуществить без трудового энтузиазма по восстановлению разрушенной экономики.
В этих условиях проходило учреждение второй советской награды — ордена Трудового Красного Знамени. Его название отражало отношение к труду как к продолжению военных подвигов. Стимулирование героических усилий народных масс внеэкономическими средствами обусловило в дальнейшем появление в довоенной советской наградной системе двух других высоких трудовых наград. 25 апреля 1921 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (далее — ВЦИК) принял первое постановление о награждении орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. Его были удостоены коллективы Тульских оружейного и патронного заводов, а также Охтинского и Шосткинского капсюльных заводов. Грамота № 1 на орден Трудового Красного Знамени отмечала, что, «награждая в лице Тульского оружейного завода настойчивость, энергию и ревностное исполнение долга, рабоче-крестьянское правительство ставит деятельность эту в пример другим работникам на обширном поприще народного хозяйства республики». Столь высокое отличие тульские оружейники заслужили за успешное выполнение в 1919–1920 годы производственной программы по снабжению Красной Армии.
Нельзя конечно же забывать о героическом подвиге советского народа, совершенном на протяжении 1941-1945 годов. Активность советско-германского фронта во времена Великой Отечественной войны достигала 93 процентов по расчётам исследователь - времена затишья были крайне редки. Оценивая стратегический успех Красной армии, американский генерал Дж. Макартур отмечал: «Нигде я не видел такого эффективного сопротивления сильнейшим ударам до того времени победоносного противника, сопротивления, за которым последовало контрнаступление, отбрасывающее противника назад к его собственной территории. Размах и блеск этого усилия делают его величайшим военным достижением во всей военной истории».
4 тысячи немецких орудий, несколько сотен немецких танков, 130 тысяч человек солдат и офицеров под прикрытием 200 самолетов – вот с чем пришлось столкнуться красной армии в январе 1945 года. 9 апреля 1945 года войска маршала Василевского взяли штурмом город-крепость Кенигсберг – столицу Восточной Пруссии. Ныне – российский Калининград.
Проблемой для немецкого командования являлось большое скопление мирных жителей в окрестностях Кенигсберга. Дело в том, что в течение долгого времени гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох запрещал эвакуировать гражданское население. По его мнению, для этого не было повода. Более того, сборы были приравнены к распространению пораженческих настроений, за что грозило суровое наказание. Официальная эвакуация началась слишком поздно: 26 января 1945 года советские войска прорвались к морю под Эльбингом (современный Эльблонг), окружив восточно-прусскую группировку, после этого из провинции можно было только уплыть: или морем из порта Пиллау (современный Балтийск), или по заливу Фришес-Хафф (Калининградский залив).
К.В. Матуль: «28 января генерал Отто Ляш как последний комендант крепости взял на себя ответственность за судьбу Кенигсберга. В это время город был полон людей: большая часть его жителей, ещё не покинувших город, беженцы, которым нередко лишь в последний момент удавалось добраться до главного города провинции, военные, раненые — по оценкам что-то около 300 тысяч человек — находились тогда в Кенигсберге. Когда русские направили свои главные силы на уничтожение 4-й армии в Халигейнбайльском котле, Кёнигсберг получил небольшую передышку. Она использовалась для систематического и импровизированного усиления обороны».
Из воспоминаний офицера Белорусского фронта: «Пленный солдат 1141-го пехотного полка рассказал, что попал в ряды защитников Восточной Пруссии по тотальной мобилизации, проходившей в январе 1945 года. Приказ гласил: все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет обязаны немедленно явиться на мобилизационные пункты. В случае уклонения — военно-полевой суд. Призванных тут же переодели в военную форму, вручили карабины и отправили на передний край. Наше внимание в показаниях пленного привлек не возраст призывников, не то, что они не проходили даже поверхностного медицинского освидетельствования (об этом мы знали и раньше), а то, что мобилизованным выдавали не автоматы, которыми были вооружены гитлеровские солдаты, а карабины. Это позволило предположить, что вражеская армия, во всяком случае, в этом районе, испытывает недостаток в автоматическом оружии».
Из воспоминаний командующего 43-й армией Афанасия Павлантьевича Белобородова: «8 апреля произошел и один курьезный случай. Пленных надо было немедленно вывести из зоны огня, а в штурмовых отрядах каждый человек был на счету. Комбат —старший лейтенант Пашков —смог выделить для этой цели только двух автоматчиков. Построили они пленных, повели. Из дома, что неподалеку, ударил по колонне фашистский пулемет — пленные кинулись в развалины, залегли. Пришлось автоматчикам снова их собирать. Обстрелы повторялись несколько раз. Наши бойцы опасались, что пленные разбегутся. Но чем ближе подходила колонна к тылу полка, тем длиннее становилась. В начале пути было человек 200, теперь их оказалось более 500. По дороге к колонне то и дело присоединялись группы солдат, которые прятались в подвалах и дворах Крауз-аллее. В тот день сдача немцев в плен стала массовой по всей полосе нашей армии».
Латунная медаль «За взятие Кенигсберга» была учреждена 9 июня 1945 года, а награждались ей только непосредственно участники героического штурма крепости города Кенигсберг в период в 23 января по 10 апреля 1945 год.
Методист музейно-образовательной деятельности,
Сологуб Н.С.