Рубрика: Предметы и Факты (от 19.06.2023)
Именно июнь отмечается неофициальным, но интересным событием – днем швейной машинки. Изобретение появилось в разных странах примерно в один и тот же период времени. Разница заключалась в принципе работы и технических особенностях швейных машинок, появившихся на свет в период конца 18 – середины 19 столетий. Именно поэтому выделить определенную дату или даже год – практически невозможно. Однако вполне возможно рассказать вам о "модной индустрии" России XVIII века и как изобретение швейной машинки на нее повлияло.
История модной индустрии в России началась с указов Петра I, которые требовали ношения европейской одежды. Это было не только связано с политическими, но также с экономическими соображениями. С 1700 по 1724 год было издано 18 различных указов, регламентирующих правила ношения европейского платья, используемых тканей, деталей для форменной и праздничной одежды. Производство и продажа традиционной русской одежды были запрещены, что создало проблему для большинства российских подданных: где достать необходимую одежду? Немногие иностранные портные, жившие в России и умевшие шить европейские наряды, справлялись с объёмом работы, обрушившимся на них с принятием новых указов. Европейские портные, приезжая в Россию, открывали маленькие мастерские и обучали русских подмастерьев принципам кройки и шитья на европейский манер. Императрицы Елизавета I и Екатерина II издали собственные законы о роскоши, регламентирующие демонстрацию портновского искусства при дворе.
Большинство российских подданных предпочитали покупать иностранные товары, так как ценили их качество. Европейская одежда отличалась от традиционной русской платья тем, что её создание требовало большого мастерства портного. В XIX веке между мастером и родителями заключался договор, который оформлялся маклерами - профессиональными посредниками при заключении сделок, выполнявшими функции, которые сейчас исполняются нотариусами. Маклерские договоры, сохранившиеся в архивах, позволяют представить процесс обучения портновскому делу в деталях.
В 19 веке не было учебных заведений, где можно было получить профессию портного, поэтому детей отдавали в ученики в портновскую мастерскую. В тот момент ребенку могло быть от 11 до 16 лет. Родители заключали контракт с мастером через маклера, договариваясь о продолжительности ученичества, которое могло занимать от двух до шести лет, в среднем 4-5 лет. Мастер обеспечивал жильё, питание, "банное и платомойное", а родители обеспечивали своего ребёнка одеждой и обувью. После подписания контракта контакты с семьей прекращались до завершения обучения. Единственная возможность ученикам видеть своих родителей была в том случае, если они учились недалеко от дома, но это было редкостью. Основным правилом для учеников было "должное послушание и повиновение" мастеру. По завершении ученичества они могли остаться у своего мастера или искать оплачиваемую работу в других местах. Кто оставался у своего мастера, тот становился портным, а кто искал работу в другом месте, становился подмастерьем. Первый год был самым важным для подмастерьев, так как именно в этот период они осваивали основы портновского дела, а для этого нужно было поддерживать хорошие отношения с мастером. Некоторые подмастерья продолжали жить и столоваться у своих прежних хозяев, кто решил уйти на свободу, тот зарабатывал больше, но этих денег не хватало на то, чтобы снять отдельную комнату или квартиру, поэтому большинство портновских подмастерьев снимало только комнату или уголок.
В середине 19 века система кройки и шитья, которая уже была утверждена в европейской швейной промышленности, начала использоваться в России. С увеличением популярности западноевропейской моды многие портные поняли, что не могут успевать выполнить заказы своих клиентов вовремя. Изготовление даже одного платья требовало многих часов тяжелого труда. Чтобы облегчить нагрузку и ускорить производство, мастера стали использовать услуги "надомников", которые выполняли мелкие детали. Такие "надомники" были выгодны для портных по нескольким причинам. Во-первых, они работали дома и покупали свои собственные инструменты и материалы. Во-вторых, их работа не требовала квалифицированных специалистов, как учеников и подмастерьев, так как они выполняли простые задачи, не требующие точных измерений, кроя или примерок. Они представляли собой неоплачиваемый труд, и сотни умеющих шить людей были готовы выполнять такую работу за копейки. Надомники работали в домах крестьян, где они с семьей занимались шитьем заранее раскроенных моделей. Их день начинался обычно в 7 утра и заканчивался в 10 вечера, с перерывом на обед, отдых и сон.
Работать было необходимо как можно быстрее, так как хозяева платили поштучно. С одной стороны, существование подобной системы позволяло удовлетворить растущий спрос, с другой – разрушала систему шитья на заказ. Эти инновации постепенно уничтожали старую ремесленную систему и закладывали основы системы готового платья. Особенно быстрый темп в развитии торговли готовым платьем проявился к 70–80 гг. XIX столетия. До 1882 г. модное готовое платье не изготавливалось в России, а привозилось из-за границы, так как пошлина на него была ниже пошлины, взимаемой с соответствующего количества материалов. Исследователи замечают, что развитие российской индустрии готового платья было многим обязано повышению таможенных тарифов на ввоз одежды. В июне 1882 г. установлена была пошлина пропорционально весу готового платья и белья. За пуд верхнего дамского платья бралось 80 руб., за пуд мужского – 52 руб.; в среднем в пуде было 7 мужских костюмов.
Однако основным революционным изобретением в портновском деле стала швейная машинка, позволявшая работать намного быстрее, о чём раньше даже и не мечтали. Основанная в 1851 г. «Мануфактурная компания Зингер» славилась на весь мир не только своими швейными машинами, но и методами ведения торговли. Во-первых, организовав разветвлённую сеть административных центров, розничных торговых точек и наняв работников на местах, компания смогла объединить провинциальный и столичный рынки сбыта. Во-вторых, «Зингер» в значительной мере ускорила развитие российской модной индустрии. Благодаря недорогой ткани фабричного производства, доступным выкройкам и швейным машинам платье европейского образца стало возможно изготовить на дому. Сегодняшняя модель швейной машины (Тула 1) является одной из первых швейных машин в СССР с электромеханическим приводом и вмонтированным светильником, была разработана по немецким трофейным экземплярам. Во многих советских семьях она прослужила исправно не одно десятилетие. Была получена нами в 2014 году от Л.В. Азаровой в дар.
#ШвейнаяМашина #История #СССР
История модной индустрии в России началась с указов Петра I, которые требовали ношения европейской одежды. Это было не только связано с политическими, но также с экономическими соображениями. С 1700 по 1724 год было издано 18 различных указов, регламентирующих правила ношения европейского платья, используемых тканей, деталей для форменной и праздничной одежды. Производство и продажа традиционной русской одежды были запрещены, что создало проблему для большинства российских подданных: где достать необходимую одежду? Немногие иностранные портные, жившие в России и умевшие шить европейские наряды, справлялись с объёмом работы, обрушившимся на них с принятием новых указов. Европейские портные, приезжая в Россию, открывали маленькие мастерские и обучали русских подмастерьев принципам кройки и шитья на европейский манер. Императрицы Елизавета I и Екатерина II издали собственные законы о роскоши, регламентирующие демонстрацию портновского искусства при дворе.
Большинство российских подданных предпочитали покупать иностранные товары, так как ценили их качество. Европейская одежда отличалась от традиционной русской платья тем, что её создание требовало большого мастерства портного. В XIX веке между мастером и родителями заключался договор, который оформлялся маклерами - профессиональными посредниками при заключении сделок, выполнявшими функции, которые сейчас исполняются нотариусами. Маклерские договоры, сохранившиеся в архивах, позволяют представить процесс обучения портновскому делу в деталях.
В 19 веке не было учебных заведений, где можно было получить профессию портного, поэтому детей отдавали в ученики в портновскую мастерскую. В тот момент ребенку могло быть от 11 до 16 лет. Родители заключали контракт с мастером через маклера, договариваясь о продолжительности ученичества, которое могло занимать от двух до шести лет, в среднем 4-5 лет. Мастер обеспечивал жильё, питание, "банное и платомойное", а родители обеспечивали своего ребёнка одеждой и обувью. После подписания контракта контакты с семьей прекращались до завершения обучения. Единственная возможность ученикам видеть своих родителей была в том случае, если они учились недалеко от дома, но это было редкостью. Основным правилом для учеников было "должное послушание и повиновение" мастеру. По завершении ученичества они могли остаться у своего мастера или искать оплачиваемую работу в других местах. Кто оставался у своего мастера, тот становился портным, а кто искал работу в другом месте, становился подмастерьем. Первый год был самым важным для подмастерьев, так как именно в этот период они осваивали основы портновского дела, а для этого нужно было поддерживать хорошие отношения с мастером. Некоторые подмастерья продолжали жить и столоваться у своих прежних хозяев, кто решил уйти на свободу, тот зарабатывал больше, но этих денег не хватало на то, чтобы снять отдельную комнату или квартиру, поэтому большинство портновских подмастерьев снимало только комнату или уголок.
В середине 19 века система кройки и шитья, которая уже была утверждена в европейской швейной промышленности, начала использоваться в России. С увеличением популярности западноевропейской моды многие портные поняли, что не могут успевать выполнить заказы своих клиентов вовремя. Изготовление даже одного платья требовало многих часов тяжелого труда. Чтобы облегчить нагрузку и ускорить производство, мастера стали использовать услуги "надомников", которые выполняли мелкие детали. Такие "надомники" были выгодны для портных по нескольким причинам. Во-первых, они работали дома и покупали свои собственные инструменты и материалы. Во-вторых, их работа не требовала квалифицированных специалистов, как учеников и подмастерьев, так как они выполняли простые задачи, не требующие точных измерений, кроя или примерок. Они представляли собой неоплачиваемый труд, и сотни умеющих шить людей были готовы выполнять такую работу за копейки. Надомники работали в домах крестьян, где они с семьей занимались шитьем заранее раскроенных моделей. Их день начинался обычно в 7 утра и заканчивался в 10 вечера, с перерывом на обед, отдых и сон.
Работать было необходимо как можно быстрее, так как хозяева платили поштучно. С одной стороны, существование подобной системы позволяло удовлетворить растущий спрос, с другой – разрушала систему шитья на заказ. Эти инновации постепенно уничтожали старую ремесленную систему и закладывали основы системы готового платья. Особенно быстрый темп в развитии торговли готовым платьем проявился к 70–80 гг. XIX столетия. До 1882 г. модное готовое платье не изготавливалось в России, а привозилось из-за границы, так как пошлина на него была ниже пошлины, взимаемой с соответствующего количества материалов. Исследователи замечают, что развитие российской индустрии готового платья было многим обязано повышению таможенных тарифов на ввоз одежды. В июне 1882 г. установлена была пошлина пропорционально весу готового платья и белья. За пуд верхнего дамского платья бралось 80 руб., за пуд мужского – 52 руб.; в среднем в пуде было 7 мужских костюмов.
Однако основным революционным изобретением в портновском деле стала швейная машинка, позволявшая работать намного быстрее, о чём раньше даже и не мечтали. Основанная в 1851 г. «Мануфактурная компания Зингер» славилась на весь мир не только своими швейными машинами, но и методами ведения торговли. Во-первых, организовав разветвлённую сеть административных центров, розничных торговых точек и наняв работников на местах, компания смогла объединить провинциальный и столичный рынки сбыта. Во-вторых, «Зингер» в значительной мере ускорила развитие российской модной индустрии. Благодаря недорогой ткани фабричного производства, доступным выкройкам и швейным машинам платье европейского образца стало возможно изготовить на дому. Сегодняшняя модель швейной машины (Тула 1) является одной из первых швейных машин в СССР с электромеханическим приводом и вмонтированным светильником, была разработана по немецким трофейным экземплярам. Во многих советских семьях она прослужила исправно не одно десятилетие. Была получена нами в 2014 году от Л.В. Азаровой в дар.
#ШвейнаяМашина #История #СССР