Рубрика: Предметы и Факты (от 27.06.2023)
Рыбопромышленность играла важную роль в снабжении населения Западной Сибири продуктами питания на протяжении практически всей ее истории. Именно поэтому сегодня, в честь дня рыболовства, расскажем об ее особенностях и истории.
В конце XIX века в Тобольской губернии занятых в рыболовстве было 39801 человек, что составляло 2,8% от всего населения губернии. Однако большинство этого промыслового населения проживало в северных округах губернии. Например, в Березовском округе на постоянной или временной основе в рыбном промысле занималось 14068 человек, что составляло 65,7% от всего населения округа. А в Сургутском округе - 7590 человек или 97,9% от проживающих в нем. В Тобольском же округе эти показатели были намного ниже - 12168 человек или 9,6%. В Туринском округе рыбным промыслом занимались 2,2% населения. В южных округах губернии - Тюменском, Курганском, Ялуторовском, Тюкалинском, Ишимском - доля промыслового населения была заметно ниже. Тем не менее, доля временно занятых в рыболовстве по отношению к постоянным рыбакам была выше. В северных округах, наоборот, процент занятых постоянно в этой отрасли был намного выше временных, что говорит об исключительной роли рыболовства в экономике местного населения. В переписи 1897 года было заметно, что промысловое население Тобольской губернии было локализовано исключительно в северных округах, где этот вид деятельности был основным занятием практически для всех.
Именно поэтому основным промысловым занятием мужского старожильческого населения сибирского края являлась рыбная ловля. Один из известнейших краеведов сургутского края отмечал: «На рыбалку ездили и мужчины, и мальчишки. Последние, помимо непосредственного участия в самой рыбной ловле, еще и помогали своим отцам в починке сетей, приготовлении варки, пока рыбаки-мужчины отдыхали после лова. Ловили рыбы много, зимой и летом, весной и осенью. Запасали ее впрок, ели свежую, малосольную, сушеную и копченую, в летнюю пору готовили варку, употребляли «патанку» и «строганину», пекли пироги с муксуном и щукой, а самой вкусной считалась уха из налима. На рыбалке оставались неделями и месяцами».
Рыбным промыслом начинали заниматься ранней весной, как только снег начинал таять и свежая вода попадала в реки и озера. «Уже в апреле ставили сети на протоке Бардаковка. Позже наступал сетной лов на озерах и в «сорах», а в июле – «варовая» пора, промысел язя и щуки. Когда вся рыба с сора уходила в Обь, наступало время «стрежевого» лова. В невода длиной более полукилометра попадались осетр, муксун, нельма, ближе к осени – налим. С наступлением зимы вели подледный промысел. Рыбы добывали много. Ее и себе хватало, да сдавали в приемные пункты, летом возили в лодках, а зимой на лошадях. Бывали обозы протяженностью несколько сот метров – первая упряжка в Сургуте, а последняя еще далеко на сору». Сегодняшний предмет является обязательным предметом уже зимней рыбалки. Он служил хантам для черпания льда из проруби во время зимней рыбалки. Привезён участниками этнографической экспедиции в августе 1988 года из дер. Колек-ёган. Занесён в книгу поступлений в сентябре того же года. Изготовлен во второй половине ХХ века.