Рубрика: Предметы и Факты (от 28.06.2023)
Сегодня отмечается крайняя важная и памятная дата России – день партизан и подпольщиков. После окончания Второй мировой войны, в Западной Европе начали создаваться секретные структуры НАТО, известные как Stay-Behind (оставаться в тылу противника). Эти структуры были задуманы в начале как партизанские движения на случай, если Западная Европа будет оккупирована Советским Союзом. США полагали, что эти партизанские сети необходимы, чтобы преодолеть состояние неподготовленности, в котором находились страны, захваченные Германией.
Некоторые оккупированные страны, такие как Норвегия, поняли, что они не способны сопротивляться оккупантам и решили, что в случае новой оккупации они должны быть лучше подготовлены и иметь возможность положиться на секретную партизанскую армию. Подобные структуры, создаваемые для развертывания партизанской войны, были созданы, учитывая опыт организации партизанского движения в Советском Союзе в годы Второй мировой войны. Эти структуры существовали в Западной Европе до 1990 года и некоторые государства включили концепции партизанской борьбы в свои оборонительные доктрины.
Партизанские силы внесли значительный вклад в разгром врага во время Второй мировой войны. Их наиболее ценным вкладом следует считать результаты их действий на вражеских коммуникациях, особенно на железнодорожных направлениях. Было доказано, что их эффективность по сокращению коммуникационных потерь и экономии взрывчатых веществ была сравнима с эффективностью налетов бомбардировочной авиации, при этом существенно сократив людские потери. Перерывы в движении на железнодорожных направлениях и перегонах в годы войны составили в общей сложности около 6 тысяч суток, причем крушения поездов были основной целью партизанских действий, которые обеспечили 66% всех перерывов в движении.
Хотя партизанские силы не могли остановить продвижение фашистских войск в глубину территории СССР, их действия заставили врага увеличивать количество войск, привлекаемых для обеспечения безопасности своих войск. Контрпартизанские действия вермахта на ряде театров военных действий (ТВД) носили характер регулярных военных действий. По самым скромным подсчетам, партизанские силы отвлекали на себя войска противника до 5% в конце 1941 года и до 30% в 1943-1944 годах. В целом, партизанские силы сыграли важную роль в подрыве военного потенциала врага во время Второй мировой войны.
Интересно, что в конце 1930-х гг., буквально накануне Второй мировой войны, партизанские силы были расформированы, закладки оружия и боеприпасов изъяты, а центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) при Ставке ВГК создали лишь 30 мая 1942 г. Одновременно сформировали партизанские штабы при Военных советах Западного, Калининского, Брянского, Ленинградского и Карело-Финского фронтов. Легко можно понять с какой трудностью давалась организация партизанского движения. Можно привести в пример совместную директиву СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей», в которой содержался призыв к советскому народу «в занятых врагом районах создавать партизанские отряды, конные и пешие, создавать диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога лесов, складов, обозов».
Серьезнейшей опасностью для подрывников были вражеские засады. Немцы могли их устроить за пределами партизанской зоны на любом отрезке маршрута на удобных путях подхода к железной дороге и маршрутах отхода от нее к лесу. Подрывники проходили иногда по 30—40 км через болота, чащобу и бурелом с тяжелой взрывчаткой за плечами, обходя возможные вражеские засады. При проведении целевой диверсии на отдаленной от базы магистрали подрывникам приходилось проделывать путь в 100 и более километров по пересеченной местности.
Диверсии на железных дорогах вынуждали немецкое командование задействовать для охраны путей большое количество войск. В зависимости от важности железной дороги плотность ее охраны варьировалась от 1 до 10 батальонов охранных войск на 100 км пути. Отвлечение на это немалых сил лишало немцев возможности проводить систематические карательные операции против партизанских формирований.
Сегодняшний предмет имеет одну интереснейшую особенность. Медаль «Партизану Отечественной войны» стала первой в Советском Союзе медалью, которая имела сразу две степени. Автором рисунка партизанской медали стал художник Москалёв Н.И., который при создании награды использовал рисунок с неосуществленного проекта — планируемой медали «25 лет Советской Армии». Сама награда учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1943 года. Медалью за номером 1 в июне 1943 года был награжден советский партизан Осипенко Е.И., командир группы подрывников, минер. Первое массовое награждение данной медалью состоялось 18 ноября 1943 года. Кавалерами медали «Партизану Отечественной войны» стали участники партизанского движения Калининской области. Награда I степени была вручена 34 партизанам, еще 36 человек получили медаль II степени. Муляж данной медали сохраняется у нас в фондах с 2019 года.
#Медаль #Партизанство #СССР
Некоторые оккупированные страны, такие как Норвегия, поняли, что они не способны сопротивляться оккупантам и решили, что в случае новой оккупации они должны быть лучше подготовлены и иметь возможность положиться на секретную партизанскую армию. Подобные структуры, создаваемые для развертывания партизанской войны, были созданы, учитывая опыт организации партизанского движения в Советском Союзе в годы Второй мировой войны. Эти структуры существовали в Западной Европе до 1990 года и некоторые государства включили концепции партизанской борьбы в свои оборонительные доктрины.
Партизанские силы внесли значительный вклад в разгром врага во время Второй мировой войны. Их наиболее ценным вкладом следует считать результаты их действий на вражеских коммуникациях, особенно на железнодорожных направлениях. Было доказано, что их эффективность по сокращению коммуникационных потерь и экономии взрывчатых веществ была сравнима с эффективностью налетов бомбардировочной авиации, при этом существенно сократив людские потери. Перерывы в движении на железнодорожных направлениях и перегонах в годы войны составили в общей сложности около 6 тысяч суток, причем крушения поездов были основной целью партизанских действий, которые обеспечили 66% всех перерывов в движении.
Хотя партизанские силы не могли остановить продвижение фашистских войск в глубину территории СССР, их действия заставили врага увеличивать количество войск, привлекаемых для обеспечения безопасности своих войск. Контрпартизанские действия вермахта на ряде театров военных действий (ТВД) носили характер регулярных военных действий. По самым скромным подсчетам, партизанские силы отвлекали на себя войска противника до 5% в конце 1941 года и до 30% в 1943-1944 годах. В целом, партизанские силы сыграли важную роль в подрыве военного потенциала врага во время Второй мировой войны.
Интересно, что в конце 1930-х гг., буквально накануне Второй мировой войны, партизанские силы были расформированы, закладки оружия и боеприпасов изъяты, а центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) при Ставке ВГК создали лишь 30 мая 1942 г. Одновременно сформировали партизанские штабы при Военных советах Западного, Калининского, Брянского, Ленинградского и Карело-Финского фронтов. Легко можно понять с какой трудностью давалась организация партизанского движения. Можно привести в пример совместную директиву СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей», в которой содержался призыв к советскому народу «в занятых врагом районах создавать партизанские отряды, конные и пешие, создавать диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога лесов, складов, обозов».
Серьезнейшей опасностью для подрывников были вражеские засады. Немцы могли их устроить за пределами партизанской зоны на любом отрезке маршрута на удобных путях подхода к железной дороге и маршрутах отхода от нее к лесу. Подрывники проходили иногда по 30—40 км через болота, чащобу и бурелом с тяжелой взрывчаткой за плечами, обходя возможные вражеские засады. При проведении целевой диверсии на отдаленной от базы магистрали подрывникам приходилось проделывать путь в 100 и более километров по пересеченной местности.
Диверсии на железных дорогах вынуждали немецкое командование задействовать для охраны путей большое количество войск. В зависимости от важности железной дороги плотность ее охраны варьировалась от 1 до 10 батальонов охранных войск на 100 км пути. Отвлечение на это немалых сил лишало немцев возможности проводить систематические карательные операции против партизанских формирований.
Сегодняшний предмет имеет одну интереснейшую особенность. Медаль «Партизану Отечественной войны» стала первой в Советском Союзе медалью, которая имела сразу две степени. Автором рисунка партизанской медали стал художник Москалёв Н.И., который при создании награды использовал рисунок с неосуществленного проекта — планируемой медали «25 лет Советской Армии». Сама награда учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1943 года. Медалью за номером 1 в июне 1943 года был награжден советский партизан Осипенко Е.И., командир группы подрывников, минер. Первое массовое награждение данной медалью состоялось 18 ноября 1943 года. Кавалерами медали «Партизану Отечественной войны» стали участники партизанского движения Калининской области. Награда I степени была вручена 34 партизанам, еще 36 человек получили медаль II степени. Муляж данной медали сохраняется у нас в фондах с 2019 года.
#Медаль #Партизанство #СССР