Виртуальная выставка "Расул Гамзатов - певец добра и человечности"
Виртуальная выставка "Расул Гамзатов - певец добра и человечности"
к 100-летию Расула Гамзатова
8 сентября 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Расула Гамзатова — народного поэта Дагестана, публициста, прозаика, переводчика, лауреата Сталинской, Ленинской государственных премий, обладателя звания Героя Социалистического труда, ордена Ленина. Расул Гамзатов родился в 1923 году в Дагестане, в маленьком горном селении Цада. Его отец, поэт и переводчик Гамзат Цадаса. Он начал писать стихи ещё в детстве, первым его наставником в поэзии стал отец. Из его уст он услышал впервые народные легенды, сказки.
С какой любовью он пишет об отце:
"Я отца настоящую цену
Поневоле с годами постиг.
И любовь, и терпенье, и слово,
И крутая тропа в вышине
Воедино сливаются снова
Потому, что отец мой во мне"...
Первый сборник стихотворений вышел в 1943 году, когда ему было всего 20 лет. Он назывался "Горячая любовь и жгучая ненависть". Юноша стал членом Союза писателей СССР. Книгу издали на родном аварском языке - национальном языке аварцев, одного из народов Кавказа. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг.
Основные темы творчества Р. Гамзатова - история родной земли, образ матери, любовь к женщине - тянутся к проблемам вечным и непреходящим: добро, справедливость, человечность, чуткость.
Да будет мир над цепью гор,
Да не коснется зло родного края.
Так, заклиная, ты ткала ковер
За нитью нить в раздумье выбирая.
В узор вплетались горы и снега,
Крик журавлей и облачные перья,
Цветущие альпийские луга,
Старинные преданья и поверья.
И расцветал ковер к цветку цветок,
Как Дагестан родной в разгаре лета.
За нитью нить, так из прекрасных строк
Рождается творение поэта.
(Расул Гамзатов.)
Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев.
Ковроделие — одно из древнейших искусств в мире. Согласно археологическим данным, ткачество на территории Дагестана было известно с мезолита и получило развитие в последующие. Об этом свидетельствуют отпечатки фрагментов простейших тканей на керамических черепках, костяные и каменные пряслица для веретена, детали, части ткацкого станка - и т.д.
Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах. Ими покрывали глиняный пол, утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык — небольшой коврик для совершения молитвы. Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев. Наиболее известными центрами ручного ковроткачества являлись высокогорные лезгинские селения Ахты, Микрах, Куруш, где производились ворсовые ковры с высокой плотностью, низким ворсом и изящными рисунками.
По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные. У каждого из народов, населяющих Дагестан, есть свои излюбленные, традиционные типы ковровых изделий. У лезгин – это гладкотканые ковры-сумахи, у табасаранцев – ворсовые ковры и конопляные изделия с интересно затканными узорами; у татов и азербайджанцев – ворсовые ковры; у лакцев – валяные узорные войлоки и большие тканые паласы «турут»; у аварцев – тончайшие и оригинальные гладкие ковры – «давагьин», циновки «чибта»; у кумыков – узорные прорезные войлоки «арбабаш».
Коллекция дагестанских ковров, хранящаяся в фондах музея, относится к Табасаранскому району и открывает перед посетителями прекрасное народное искусство, является свидетельством богатейшей фантазии народов Дагестана, их тонкого вкуса, изобретательности и высокого мастерства.
К табасаранской группе ковров относятся ковровые изделия, изготовляемые в селениях Кандик, Ляхля, Межгюль, Хив, Хучни, Тураг, Халаг Рушуль, Аркит. Табасаранские ковры отличаются от других долговечностью, секрет которой объясняется особенной техникой изготовления качественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета при помощи натуральных красителей: кора ореха, полынь, барбарис. Для этих ковров характерно обрастание «основных центральных фигур разнообразными геометрическими фигурами, что характерно для типа табасаранского ковра под названием «Чере». Красное поле ковра заполнено растительными, сильно геометризованными фигурами. Как отмечают специалисты, «... многостепенное «обрастание» основных фигур центрального поля характерно для рода других распространенных в Табасарании узоров».
Дагестанский ковер, его колорит, узор и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заряжают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.