Новости

Рубрика: Предметы и Факты (от 22.11.2023)

Рубрика: Предметы и Факты (от 22.11.2023)

В ноябре 1757 года в Санкт-Петербурге была основана Академия искусств благодаря императрице Елизавете Петровне. Именно она издала указ 6 (17) ноября 1757 года, согласно которому Императорская Академия Искусств должна была быть создана под руководством камергера Ивана Ивановича Шувалова. Императрица поручила Шувалову разработать проект организации нового учебного заведения "Учреждение Императорской Академии Искусств", включавший 16 пунктов. В этом проекте подробно описывались деятельность Академии, ее организационная структура и основные направления работы. Этот документ послужил основой для деятельности Академии в течение многих лет.

 

Академия Художеств представляла собой самостоятельное государственное учреждение с особой организацией, уставом и гимном. Гимн был написан выпускником Академии Художеств А. Востоковым на музыку Почетного члена Академии Д. С. Бортнянского, прославлял императора и Академию такими строками:

Ликуй в Петровом граде

Драгих Искусств Собор!

И к полной днесь отраде

Отверзи мысль и взор.

Хотя изначально Академия искусств формально относилась к Московскому университету, на самом деле она была тесно связана с Петербургом. Из-за отсутствия государственных доступных зданий занятия проводились в доме Шувалова, расположенном на Садовой улице. Сначала Шувалов приглашал зарубежных преподавателей за свой счет. После восшествия на трон Екатерины II, «образовательный проект» получил новую жизнь. В 1764 году императрица издала указ, даровав академии «Привилегию» и предоставив ей императорский статус. В то же время на Васильевском острове началось строительство великолепного здания в стиле классицизма, разработанного Жаном Батистом Мишелем Валлен-Деламотом и Александром Кокориновым. Так Академия искусств вступила в период своего расцвета.

 

Сам Шувалов в представлении к Сенату об учреждении Академии говорил: «Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства. Е. и. в. государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные великими иждивениями славные сего века люди и многие дорогие инструменты, установление Академии наук и художеств, посланные в чужие ученые места люди. Итак, видно, что сей государь великое желание и старание прилагал к распространению в России наук и художеств, но как предел, предписанный человеческой жизни, не допустил видеть зрелые плоды, им насажденные, то сколь обязаны все споспешествовали исполнению дел великого государя и отца истинного отечества... Но как науки не могут быть без художества, будучи столь между собой связаны, столь и польза и слава от их быть может. Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника. Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имев никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам, и так, теряя одно время, только одной практикой делают то, что выучат, не могут ничего приобрести сами или совершенным сделать, не имея ничего того, чтобы могло способствовать к их врожденному дарованию».

 

Шувалов привлек педагогов из-за рубежа, собрал первых учеников и в 1758 году передал академии свою коллекцию произведений искусства, тем самым заложив основы для библиотеки и будущего музея. В 1764 году Академия искусств получила императорский статус. В тот же год было основано Воспитательное училище при академии, куда принимались дети в возрасте пяти-шести лет. После девяти лет обучения студенты продолжали образование в одном из высших классов: историческом, портретном, гравюрном, скульптурном или архитектурном. С 1767 года лучшие выпускники академии, удостоенные золотой медали, отправлялись за границу для дополнительного обучения. Начиная с 1770-х годов, Императорская академия искусств стала проводить выставки художественных работ.

 

Сегодняшний предмет демонстрирует нам еще одну Академию художеств – но уже в Латвии. Дело в том, что Рижский Биржевой комитет в начале XX века пожелала построить школьное здание. Как раз в это время городские власти добились в Петербурге разрешения на строительство пары общественных зданий по краям Эспланады. В 1909 году Вилхелмс Пурвитис стал директором Рижской немецкой школы искусств и начал поднимать идеи о преобразовании в Академию художеств. Петербургская академия, под чьим крылом находилось заведение, была не против, однако случилась война и только 2 октября 1921 года начали работу 7 мастерских в здании на ул. Гоголя в Риге. Фотооткрытка была передана в 2008 году от Л.Д. Кашиной, датируется 1987 годом.

 

#Фотооткрытка #Академия

Возврат к списку