Новости

Хранитель народных традиций

Хранитель народных традиций

Время летит неуловимо. Старейшина села Варьёган Полина Васильевна Казамкина стала сотрудничать с МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» (МАУ Экоцентр) в конце1980-х. Причиной знакомства стали первые экспедиции по хантыйским и ненецким стойбищам в окрестностях национального поселка Варьеган, организованные В. И. Сподиной. Нельзя было не заметить среди всех небольшую, скромную женщину, одетую в ярко расшитую национальную одежду. Подобную одежду нигде не приобрести. Было понятно, что создавала она их сама. Аккуратная, тонкая работа, выполненная с чувством цвета и соблюдением народных традиций, привлекает взгляд. Оказалось, что кроме шитья Полина Васильевна умеет очень много. Она работает с мехом, берестой, плетет из бисера и из корней кедра, ранее обрабатывала и кости. Она знает и много народных сказок, легенд.

Хранитель народных традиций, изображение №1



Невольно возникает ряд вопросов: Откуда такой дар? Кто научил? И т.п.

Полина Васильевна рассказывает, что родилась и выросла на родовых угодьях Махи-сир (бобра) на Деревянной речке, между Старым Аганом и Варьёганом. Хантыйские стойбища располагались в белоснежном святом бору на местности Лулнэ Рап – «Лягушкин яр». В начале и середине XX века большой святой бор на родовых угодьях Махи-Сир населяло много народа. Одни семьи жили в чумах, большинство в рубленных деревянных избах. Практически все взрослые были опытными мастерами, интересными сказителями.

С самого детства Полина Васильевна, как и все дети, живущие в традиционной среде, в долгие зимние вечера крутилась поближе к старшим представителям рода. Под их руководством играли и разгадывали развивающие мысль головоломки, слушали сказки, легенды. С тех времен она помнит, например, старинную легенду о том, что род Айпиных берёт своё начало с того момента, когда на верховьях реки Аган спустилась с небес на землю посреди большого ягельного бора Сиӈки йаӽәм Таёжная Божественная женщина – Вунт ӆуӈӄ нэ.

С малых лет принимала участие во всех проводимых традиционных обрядах, посвященных разным божествам: хранительнице реки Аган – Оxэн Ими – Аганской Богине, Мэx Анки – Матери-Земле и Най Анки – Матери-Огня, локальным духам Йэнк yрт ики – Водному духу, Йоxэм yрт ики – Духу леса. Любила она слушать исполнителей устного фольклора, с большим любопытством наблюдала за исполнителями сценок, розыгрышей и плясок на «Медвежьих игрищах» и других традиционных праздниках. Впитывала традиции и обычаи своего народа, уважительное отношение к культуре своего народа – аганских ханты, училась бережному отношению к живой природе.

Рукодельничать Полина Васильевна начала тоже рано. Мама, Наталья Васильевна Айпина (дев. Покачева), была умелая хозяйка, научила дочь кроить, шить меховую и суконную одежду, различную обувь, мастерить различные берестяные изделия, утварь, плести корневатики.

Хранитель народных традиций, изображение №2



«Совсем маленькую мама начала учить шить. Она не боялась, давала иголку, нож и говорила, что нужно обшить куклу, что она в одной и той же одежде каждый день. Чуть позже, объяснила, что каждая девочка имеет свою игольницу, научила делать нити из сухожилий. И кости научила резать и обрабатывать. Крепилку для сухожильных нитей все делали раньше из кости. Мама еще изготавливала легкие и удобные костяные игольники из трубчатых костей птицы. Иголки в них не ржавеют, хранятся многие годы. В те времена важно было сохранять иголки в хорошем состоянии, бронзовые и стальные иголки ценились высоко. Потом и короб для хранения игольницы и других принадлежностей необходимых для рукоделия изготовила сама.

Тихонько стала шить себе одежду, сначала платья, юбки, обшивала их полосками, орнаментами. Среди других хотелось иметь более красивую одежду. Потом стала и обувь сама изготавливать, а для этого нужно было выделать камус для бурок и кис, подготовить ровдугу для ныриков.

Училась многому и у соседей, наблюдала как женщины выделывают шкуры, рыбью кожу, как и чем их окрашивают. Запоминала и впитывала все тонкости, названия и значения орнаментов, как шилом работают, как режут, как прошивают.

Шить мех тоже не сложно, сложно вырезать орнамент и собрать его на одежде. Время много забирает, а мне же хотелось бегать, играться. Часто убегала с мальчишками на рыбалку» - рассказывая она улыбается.

Много жизненных тайн открыл Полине Васильевне её отец, Василий Ефремович Айпин. Живая, активная девочка Полина ходила с отцом ловить рыбу, проверять охотничьи ловушки. Помогая отцу, она рано научилась заготавливать для ремонта снастей корни кедра и черемуховые прутья. Опыт по деревообработке со временем довела до совершенства, изготавливая вначале различные игрушки из щепы, бересты, древесины. Позже стала мастерить различную утварь из бересты и корней кедра.

Всё, чему Полина научилась в юные годы, помогало ей в самостоятельной жизни, когда покинула родное стойбище. В п. Аган уехала уже умелой мастерицей, владеющей старинными традиционными технологиями по деревообработке, пошиву и декорированию одежды, меховой и ровдужной обуви. Очень хорошо знала секреты выделки шкур. В совершенстве владела родным языком, хорошо знала и свободно общалась и на русском.

Однако она всегда предпочитала жить в природной среде, поэтому как вышла замуж сразу перебралась на стойбище мужа Казамкина Галактиона Никитовича на небольшой приток реки Ампута. Красивые места с множеством озер и клюквенных болот по душе пришлись ей.

Ханты реку Ампута называют Кавахын, Кавэнг Ахын, то есть, Аган, но болотистый, клюквенный. Название соответствует действительности. Богатые места, и не только клюквой. В озерах и реке достаточно рыбы, бора беломошники позволяют разводить оленей, богаты брусникой и другими дикоросами.

Здесь Полина Васильевна с Галактионом Никитовичем вырастили двоих дочерей и двоих сыновей. Научили любить и ценить родной край, бережно относиться к природной среде. В сегодняшние дни младшая дочь, Вера Галактионовна, проживает вместе с Полиной Васильевной на территории традиционного природопользования на р. Ампута. Сюда П. В. Казамкина переселилась несколько лет назад. «Удобнее жить на берегу реки, да и бетонная дорога ближе, что немаловажно для пожилого человека» - говорит она.

Между домашними хлопотами по хозяйству и рукоделием, Полина Васильевна самостоятельно собирает и обрабатывает дикоросы. До сих пор сама ловит рыбу и заготавливает дрова. Ловко управляет вертким неустойчивым обласком.

Хранитель народных традиций, изображение №3



В родном поселке с Полиной Васильевной знакомы все, от мала до велика. Знают, что она умелец с золотыми руками. Не для кого не секрет, что добывает, обрабатывает и создает все сама. Своими умениями и опытом делится со всеми, кто проявляет интерес к ее ремеслам. Как опытный наставник она обучает своих «подмастерьев» начиная со знакомства с предметом, с его способов применения в быту и промыслах. Раскрывает всю технологию от подготовки необходимых инструментов, предварительной подготовки сырья, этапы изготовления – до готового изделия. Полина Васильевна терпеливый и опытный наставник. Она способна научить навыкам мастерства, любого проявляющего желание перенять ее опыт.

20 декабря ей исполняется 83 года, но она все еще та же непоседа, что и в детстве. Ни минуту без дела не проводит, то шьет, то плетет, то ловит и обрабатывает рыбу.

Коллектив МАУ Экоцентр поздравляет Полину Васильевну с днем рождения! Желаем вам крепкого здоровья, хорошего настроения, силы духа. Оставайтесь всегда юной душой. Спасибо вам за то, что вы есть! За вашу любовь к народным традициям, культуре! Пусть каждый год будет наполнен для вас радостью, счастьем и гармонией. Радуйте всех своей улыбкой каждый день ещё много, много лет.

Р.А. Ибраева, научный сотрудник

Возврат к списку