Рубрика: Предметы и Факты (от 21.12.2023)
Интересно отметить, что изготовление штампов и печатей началось еще до того, как появилась письменность. Их использовали для обозначения владения животными, предметами или землей. В Индии во втором тысячелетии до нашей эры, печати с изображениями реальных и мифических животных широко применялись для маркировки товаров, поскольку торговля тогда была весьма развита, и торговцы нуждались в уникальной идентификации своих товаров. Также печати с изображениями тигра и слона символизировали индийскую правящую касту и использовались на официальных документах.
В Китае создание печатей превратилось в высоко ценное ремесло, процветающее до сих пор, благодаря религиозным устремлениям китайцев, нацеленным на природу и медитативные практики. Это предопределило необходимость для мастеров печатей овладеть каллиграфией, гравировкой и умением создавать композиционно гармоничные изображения, способные вызывать у людей восхищение. В Китае искусство печати носит название «цзиньши сюэ», что означает изучение металла и камня.
Древние египтяне и вавилоняне пользовались каменными цилиндрическими печатями с рельефными изображениями. Греки и римляне, влияясь восточными цивилизациями, переняли методы использования рельефных клише. Греки называли печати «сфрагис», что дало начало термину «сфрагистика» - науке о печатях и штампах. У римлян были популярны перстни-печати, служившие семейными символами и передававшиеся по наследству. В Европе после падения Римской империи местные племена, стремясь соответствовать римским стандартам, также начали использовать печати, которые стали неотъемлемой частью общественного устройства к XII веку. Королевские династии придавали своим печатям большое значение, а хранители печатей оберегали их, нося на шее. В то время изготавливали печати из разных материалов, включая свинец, олово, бронзу, серебро и золото. С X века получили распространение двойные висячие печати, прикрепляемые к документам, а также восковые и сургучные печати. Цвет воска указывал на социальный статус и профессию человека, проставившего печать, например, печать красным воском принадлежала исключительно монарху.
Русские печати впервые упоминаются в договорах между княгиней Ольгой и Византией в середине X века, где говорится о том, что русские послы должны были носить золотые печати, а торговцы - печати из серебра. Точная дата появления этих символов власти в Русском государстве неизвестна, но предполагается, что их начали применять представители династии Рюриковичей, заимствовав обычай у Византии. Князья использовали печать с изображением двуглавого орла и собственным именем на греческом, которой обозначались их ремесленные изделия, земельные владения и лошади. Эта практика продолжалась до крещения Руси князем Владимиром, после чего изображения и надписи на печатях приобрели христианский характер.
Первой известной печатью Московского княжества является восьмигранная гемма Василия II, где в отличие от традиционных изображений святых, был лев, разрывающий змея. Эту печать использовал его сын Иван III, сначала заменив на ней имя отца на свое, а затем введя в оборот другую, государственную печать. На лицевой стороне этой печати был изображен всадник, поражающий копьем дракона – образ, который сохранился на гербе Москвы. А на обратной стороне был изображен двуглавый орел. Печать, созданная при Иване III, прослужила долго. Ее использовали лидеры Московского государства вплоть до XVIII столетия. В течение нескольких веков печать имела первоначальный вид.
В XVI веке в Московском государстве образовались должности и организации, ответственные за производство и хранение государственных печатей. Одной из таких организаций стал Печатный приказ, который занимался подтверждением подлинности документов. Задача его сотрудников заключалась в проверке официальных бумаг и их заверении государственной печатью. Во главе Печатного приказа стоял печатник, который также выполнял функцию хранителя государственной печати. До XVII века все документы, требующие официального подтверждения, проходили через Печатный приказ.
С течением времени и увеличением объема документооборота каждый орган власти получил свою собственную печать, что ускорило процесс работы. Позже города также начали получать индивидуальные печати. Многие из символов, которыми украшались печати, сохранились до наших дней и теперь встречаются на гербах российских городов. Примером может служить герб Смоленска, где центральные элементы – пушка и сидящая на ней птица – были заимствованы из дизайна исторической печати Смоленского княжества.
Ко второй половине XVII века в документообороте использовалось не менее десяти различных печатей разной степени сложности. Изображения и символика на печатях менялись в зависимости от расширения территории государства и присоединения новых земель, хотя в некоторых случаях основные элементы оставались неизменными, и изменения касались только сменных матриц.
Петр I в начале своего правления использовал печати Московского государства, но вскоре осознал необходимость обновления системы печатей. "Новая версия" печатей отличалась изменением титула государя на более короткую форму, а также центральным изображением. Орел на печати получил императорские атрибуты вместо царских корон, а вокруг щита с орлом стали размещать гербы городов. Кроме того, вокруг короны и щитка с орлом появилась цепь ордена Святого Андрея Первозванного – первой российской награды, учрежденной Петром I.
Со временем печати усложнялись, становились всё более разнообразными, а с появлением крупных государственных бюрократических аппаратов число их форм начало стремиться к бесконечности, ведь каждое ведомство, большое или малое, обязано было иметь собственную, отличную от других, печать для визирования документов. Сегодняшний предмет представляет собой именную печать - предмет принят в дар в 1998 году от сдатчика, проживающего в городе Мегионе. Клеймо из материала черного цвета в виде орла с расправленными крыльями, который окружен лавровым венком. Над орлом изображена императорская корона, под орлом надпись: «В. Остапкевич».
Штамп - ручной инструмент, изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные материалы. В последнее время получили большое распространение факсимильные штампы, на которых указываются фамилия и имя владельца штампа. Такие штампы нашли большое применение в личных домашних библиотеках. Оснастка для факсимильного штампа, как правило, традиционная - прямоугольной или треугольной формы, а оттиск может быть каким угодно: подпись, вензель, родовой герб - в зависимости от решения владельца штампа.
Сологуб Н.С., методист музейно-образовательной деятельности
#Штамп #Печать
В Китае создание печатей превратилось в высоко ценное ремесло, процветающее до сих пор, благодаря религиозным устремлениям китайцев, нацеленным на природу и медитативные практики. Это предопределило необходимость для мастеров печатей овладеть каллиграфией, гравировкой и умением создавать композиционно гармоничные изображения, способные вызывать у людей восхищение. В Китае искусство печати носит название «цзиньши сюэ», что означает изучение металла и камня.
Древние египтяне и вавилоняне пользовались каменными цилиндрическими печатями с рельефными изображениями. Греки и римляне, влияясь восточными цивилизациями, переняли методы использования рельефных клише. Греки называли печати «сфрагис», что дало начало термину «сфрагистика» - науке о печатях и штампах. У римлян были популярны перстни-печати, служившие семейными символами и передававшиеся по наследству. В Европе после падения Римской империи местные племена, стремясь соответствовать римским стандартам, также начали использовать печати, которые стали неотъемлемой частью общественного устройства к XII веку. Королевские династии придавали своим печатям большое значение, а хранители печатей оберегали их, нося на шее. В то время изготавливали печати из разных материалов, включая свинец, олово, бронзу, серебро и золото. С X века получили распространение двойные висячие печати, прикрепляемые к документам, а также восковые и сургучные печати. Цвет воска указывал на социальный статус и профессию человека, проставившего печать, например, печать красным воском принадлежала исключительно монарху.
Русские печати впервые упоминаются в договорах между княгиней Ольгой и Византией в середине X века, где говорится о том, что русские послы должны были носить золотые печати, а торговцы - печати из серебра. Точная дата появления этих символов власти в Русском государстве неизвестна, но предполагается, что их начали применять представители династии Рюриковичей, заимствовав обычай у Византии. Князья использовали печать с изображением двуглавого орла и собственным именем на греческом, которой обозначались их ремесленные изделия, земельные владения и лошади. Эта практика продолжалась до крещения Руси князем Владимиром, после чего изображения и надписи на печатях приобрели христианский характер.
Первой известной печатью Московского княжества является восьмигранная гемма Василия II, где в отличие от традиционных изображений святых, был лев, разрывающий змея. Эту печать использовал его сын Иван III, сначала заменив на ней имя отца на свое, а затем введя в оборот другую, государственную печать. На лицевой стороне этой печати был изображен всадник, поражающий копьем дракона – образ, который сохранился на гербе Москвы. А на обратной стороне был изображен двуглавый орел. Печать, созданная при Иване III, прослужила долго. Ее использовали лидеры Московского государства вплоть до XVIII столетия. В течение нескольких веков печать имела первоначальный вид.
В XVI веке в Московском государстве образовались должности и организации, ответственные за производство и хранение государственных печатей. Одной из таких организаций стал Печатный приказ, который занимался подтверждением подлинности документов. Задача его сотрудников заключалась в проверке официальных бумаг и их заверении государственной печатью. Во главе Печатного приказа стоял печатник, который также выполнял функцию хранителя государственной печати. До XVII века все документы, требующие официального подтверждения, проходили через Печатный приказ.
С течением времени и увеличением объема документооборота каждый орган власти получил свою собственную печать, что ускорило процесс работы. Позже города также начали получать индивидуальные печати. Многие из символов, которыми украшались печати, сохранились до наших дней и теперь встречаются на гербах российских городов. Примером может служить герб Смоленска, где центральные элементы – пушка и сидящая на ней птица – были заимствованы из дизайна исторической печати Смоленского княжества.
Ко второй половине XVII века в документообороте использовалось не менее десяти различных печатей разной степени сложности. Изображения и символика на печатях менялись в зависимости от расширения территории государства и присоединения новых земель, хотя в некоторых случаях основные элементы оставались неизменными, и изменения касались только сменных матриц.
Петр I в начале своего правления использовал печати Московского государства, но вскоре осознал необходимость обновления системы печатей. "Новая версия" печатей отличалась изменением титула государя на более короткую форму, а также центральным изображением. Орел на печати получил императорские атрибуты вместо царских корон, а вокруг щита с орлом стали размещать гербы городов. Кроме того, вокруг короны и щитка с орлом появилась цепь ордена Святого Андрея Первозванного – первой российской награды, учрежденной Петром I.
Со временем печати усложнялись, становились всё более разнообразными, а с появлением крупных государственных бюрократических аппаратов число их форм начало стремиться к бесконечности, ведь каждое ведомство, большое или малое, обязано было иметь собственную, отличную от других, печать для визирования документов. Сегодняшний предмет представляет собой именную печать - предмет принят в дар в 1998 году от сдатчика, проживающего в городе Мегионе. Клеймо из материала черного цвета в виде орла с расправленными крыльями, который окружен лавровым венком. Над орлом изображена императорская корона, под орлом надпись: «В. Остапкевич».
Штамп - ручной инструмент, изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные материалы. В последнее время получили большое распространение факсимильные штампы, на которых указываются фамилия и имя владельца штампа. Такие штампы нашли большое применение в личных домашних библиотеках. Оснастка для факсимильного штампа, как правило, традиционная - прямоугольной или треугольной формы, а оттиск может быть каким угодно: подпись, вензель, родовой герб - в зависимости от решения владельца штампа.
Сологуб Н.С., методист музейно-образовательной деятельности
#Штамп #Печать