Новости

Продолжаем серию рубрик: Предметы и Факты (от 27.12.2023)

Продолжаем серию рубрик: Предметы и Факты (от 27.12.2023)
Часто бывает, что многие подвиги нашей истории забываются, или же с теплотой вспоминают о самих недавних, громких и интересных. Сейчас, в виду и советской идеологической машины, и периода мало кто расскажет вам об первых интересных полетах и смелых поступках представителя дворянского рода Виктора Дыбовского, родившегося 25 января 1884 года.

Серьезное начало карьеры Дыбовского, как это не было странно, случилось на надводных кораблях Морских сил Балтийского моря, в 1907 году перевелся на Черное море в 29-й Флотский экипаж и здесь в соответствии с Высочайшим приказом по Морскому ведомству за № 826 был произведен в лейтенанты. В марте 1909 года Виктор Владимирович зачисляется слушателем Артиллерийского офицерского класса в столице Российской империи и по завершении учебы откомандировывается в Санкт-Петербургский Воздухоплавательный парк, где начинает заниматься теоретическими и практическими вопросами покорения пятого океана.

Дальнейшей, качественно новой ступенью в этой сфере деятельности Дыбовского стала Севастопольская офицерская авиационная школа Отдела Воздушного флота (ОВФ), куда его направили в конце 1910 года. На момент открытия этой школы лейтенант осваивал аэроплан «Блерио» под руководством инструктора Б.В.Матыевича-Мацеевича. Особенно удачным для Виктора Владимировича оказался 1911 год. 5 апреля ему был вручен диплом пилота за № 13 по летательному аппарату тяжелее воздуха «Блерио». А 16 апреля Дыбовский на этом самолете, поручик Б.Макеев и М.Ефимов на «Фарманах» впервые сопровождали выход кораблей Черноморской эскадры в море. Летом того же года Дыбовский принял участие в первом воздушном параде, состоявшемся в Севастополе.

Самый большой вклад в развитие отечественной морской авиации Дыбовский внес 6 июня 1911 года. Вот что указывал офицер в донесении о том поистине историческом полете: «Сообщив, как было условлено, за полтора часа по телефону в дивизион, что вылечу в 5 часов 6 минут вечера, поднялся снова и полетел на бухты для розыска и наблюдений за подводными лодками, которые к этому времени должны были быть на своих местах. Взяв направление на Карантинную бухту, поднялся на 800 метров. Находясь над берегом еще далеко от моря, с такой высоты заметил идущий малым ходом транспорт «Пендераклия» и темный силуэт стоящей в надводном положении подводной лодки. Дальше заметил большой бурун от перископа лодки, идущей в подводном положении по направлению к реке Бельбек. Проходя за ним, пассажиром подпоручиком Гельгаром был произведен снимок подводной лодки, который при сем прилагается». В России это был первый полет, когда с аэроплана визуально удалось обнаружить подводную лодку в погруженном состоянии да еще сделать соответствующие фотоснимки с борта летательного аппарата. Можно сказать, что было положено начало противолодочной авиации России, которая в нынешнем году отмечает свой вековой юбилей.

Во время Первой Мировой войны старший лейтенант Дыбовский был откомандирован в армию и сражался в составе ХХ-го корпусного авиационного отряда. В боевых вылетах проявил мужество и героизм, за которые представлен к ордену Святого Георгия 4-й степени. Награждение состоялось не сразу, о чем свидетельствуют сухие формулировки документов, хранящихся в Москве в Российском государственном военно-историческом архиве.

«Прошу для доклада Великому Князю сообщить, было ли рассмотрено в Георгиевской думе представление генерала Рагозы о награждении военного летчика старшего лейтенанта Дыбовского орденом Георгия четвертой степени. 4425. 28 мая 1915 г. Полковник Барсов». В 1916 году Виктор Владимирович был произведен в капитаны 2-го ранга и откомандирован с фронта в Русский закупочный комитет, находившийся в Англии. Кроме того, Дыбовский в последующем работал и во Франции, где входил в состав комиссии, на которую возлагалось приобретение авиационных моторов и самолетов. В Россию он уже не вернулся. На сегодняшнем предмете вы можете наблюдать самолет В. Дыбовского. Сама марка была принята нами в дар от Т.М. Леншиной в 2006 году.

#СССР #Марка

Методист по музейно-образовательной деятельности
Сологуб Н.С.

Возврат к списку