Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 18.01.2024)
К началу 1943 года Ленинград вот уже вторую зиму героически переживал кольцо немецкой блокады. Красная армия к этому времени уже дважды предпринимала попытки прорвать блокаду, но все операции были спланированы в спешке и вермахту удалось удержать свои позиции. В результате боевых действий солдатам Красной Армии приходилось неоднократно отходить от Синявинских высот и переходить в оборонительный режим. Войска, находящиеся на Ленинградском фронте, вместе с Балтийским флотом, оставались изолированными от остальных подразделений Красной Армии. В то же время метроном, транслируемый ленинградским радио, неустанно отмерял тяжелые дни блокады.
Операция по прорыву блокады, получившая название «Январский гром», была в стадии планирования в течение почти четырёх месяцев. Важнейшую роль в ней предстояло сыграть Ораниенбаумскому плацдарму, появившемуся в сентябре 1941 года на берегу Финского залива. С ноября войска 2-й ударной армии начали переправляться на этот плацдарм. Чтобы замаскировать основное направление атаки, советские военные инсценировали перемещение войск в разнообразных секторах фронта. Например, по «Дороге Победы» регулярно транспортировались танковые макеты, созданные в ленинградских театральных мастерских. В 10:40 утра 14 января штурмовые подразделения 2-й ударной армии начали наступление.
Юрий Никулин, известный советский актер, участвовавший в операции, писал позднее: «Временами были остановки ввиду невозможности двигаться дальше. То был взорван мост, то головная машина или танк подорвались на минах, которыми было усеяно все вокруг, то участок дороги был вырван совершенно взрывом фугаса. Но все задержки как только можно быстро устранялись. Исковерканные машины и лошади сбрасывались в сторону, мертвых и раненых молча грузили на пустые машины, и снова двигалась эта черная громада железа, стали, горючего и человеческих сердец, каждое из которых выстукивало одно: вперед, вперед, вперед. О том, что нужно идти вперед, говорили прожекторы, неподвижно выставившие свои лучи — маяки для летящих ночных бомбардировщиков; о том, что нужно идти вперед, говорил гул канонады и взлетающие ракеты в районе Александровки и Реутова. О том, что нужно идти вперед, говорил сухой морозный воздух, пропитанный порохом, лошадиным потом и кровью».
Пролом в оборонительных рубежах немцев был сделан в районе рабочих поселений возле Синявинских высот. В этот же день был освобожден Шлиссельбург, расположенный у истоков реки Нева. Южное береговое линия Ладожского озера перешла под управление Красной Армии. Однако это была лишь узкая полоса заснеженной земли, лишённая путей сообщения. Несмотря на то, что немецкая артиллерия находила её в своем прицеле, Вермахт не смог её взять обратно. Планировалось, что строительство железной дороги от станции Поляна до Шлиссельбурга займёт 20 дней, но задачу выполнили за 17 дней. Параллельно через Неву был возведён временный мост. Этот путь получил название «Дорога Победы» и стал для жителей Ленинграда самым заметным достижением операции «Искра».
Найти подтверждения этого торжества можно на страницах газет того времени, а также со слов современников: «12 час. 25 мин. ночи, только что пришел к нам в общежитие тов. Данилов С. А. и сообщил нам радостную весть: войска Ленинградского фронта генерала Говорова и Волховского участка генерала Мерецкова, разрушив мощную линию обороны немцев под Ленинградом, заняли Шлиссельбург, Московскую Дубровку, ст. Синявино и целый ряд населенных пунктов, прорвал кольцо блокады, их войска соединились вместе… Мои товарищи по общежитию уже все спят, я их разбудил всех, чтобы сообщить им эту радостную весть…» - писал один из мастеров на ленинградском заводе. Газеты торжествовали: «Прорыв блокады Ленинграда войдет в историю Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков как победа огромного политического, военного и экономического значения. Плоды этой победы мы, ленинградцы, с особой силой и полнотой ощущаем сейчас, сегодня». Уже немногим позднее, писатель и поэт Николай Тихонов отмечал: «Под Ленинградом не было чуда. Была жестокая, смертельная борьба. Были уверенность и расчет, умение и жажда мести. Во всем победил Ленинград. Он победил в дисциплине и выдержке, он победил в технике и боевом искусстве». Сегодняшняя диорама была передана нам в дар от Т.А. Чернявской, датируется 1999 годом.
#СССР #Блокада
By the beginning of 1943, Leningrad was heroically surviving the German blockade for the second winter. By this time the Red Army had already made two attempts to break the blockade, but all operations were planned in haste and the Wehrmacht managed to hold its positions. As a result of the fighting, the Red Army soldiers had to repeatedly withdraw from the Sinyavinskiye Heights and go into defensive mode. The troops on the Leningrad Front, together with the Baltic Fleet, remained isolated from the rest of the Red Army. At the same time, the metronome broadcast by the Leningrad radio relentlessly measured the heavy days of the blockade.
The operation to break the blockade, called "January Thunder", was in the planning stage for almost four months. The most important role in it was to be played by the Oranienbaum bridgehead, which appeared in September 1941 on the shore of the Gulf of Finland. Since November, the troops of the 2nd Shock Army began to cross to this bridgehead. To disguise the main direction of the attack, the Soviet military staged troop movements in various sectors of the front. For example, tank models created in Leningrad theater workshops were regularly transported along the Victory Road. At 10:40 a.m. on January 14, the assault units of the 2nd Shock Army began their offensive.
Yuri Nikulin, a famous Soviet actor who took part in the operation, wrote later: "At times there were stops because it was impossible to move on. Then a bridge was blown up, then the lead vehicle or tank was blown up on mines, which were strewn all around, then a section of road was torn out completely by the explosion of a landmine. But all delays were quickly eliminated as soon as possible. The mangled cars and horses were thrown aside, the dead and wounded were silently loaded on empty cars, and again this black hulk of iron, steel, fuel, and human hearts moved, each of which pounded out one thing: forward, forward, forward. That it was necessary to go forward, was said by the searchlights, which still put out their beams - beacons for flying night bombers; that it was necessary to go forward, was said by the rumble of cannonade and rockets taking off in the vicinity of Alexandrovka and Reutov. The dry frosty air, soaked with gunpowder, horse sweat and blood, spoke of the need to move forward".
The break in the German defensive lines was made in the area of working settlements near the Sinyavinskiye Heights. On the same day Shlisselburg, located at the source of the Neva River, was liberated. The southern shoreline of Lake Ladoga was taken over by the Red Army. However, it was only a narrow strip of snow-covered land, devoid of communication routes. Despite German artillery finding it in their sights, the Wehrmacht could not take it back. It was planned that the construction of the railroad from Polyana station to Shlisselburg would take 20 days, but the task was completed in 17 days. In parallel, a temporary bridge was erected across the Neva River. This road was called the "Victory Road" and became the most notable achievement of Operation Iskra for the residents of Leningrad.
Find confirmations of this celebration on the pages of newspapers of the time, as well as from the words of contemporaries: "12 o'clock. 25 min. at night, just came to our dormitory Comrade Danilov S. A. A. and told us the glad tidings: the troops of the Leningrad Front of General Govorov and the Volkhov section of General Meretskov, having destroyed the powerful line of defense of the Germans near Leningrad, occupied Shlisselburg, Moskovskaya Dubrovka, Sinyavino station and a number of settlements, broke the blockade ring, their troops joined together... My dormitory mates are all asleep, I woke them all up to tell them this glad tidings ..." - wrote one of the foremen at a Leningrad factory. Newspapers were celebrating: "The breakthrough of the blockade of Leningrad will go down in the history of the Great Patriotic War of the Soviet people against the Nazi invaders as a victory of great political, military and economic importance. The fruits of this victory, we, Leningraders, with a special force and fullness feel now, today". A little later, writer and poet Nikolai Tikhonov noted: "There was no miracle under Leningrad. There was a brutal, deadly struggle. There was confidence and calculation, skill and thirst for revenge. Leningrad won in everything. He won in discipline and endurance, he won in technique and martial art". Today's diorama was donated to us by T.A. Chernyavskaya, dated 1999.
Методист МОД
Сологуб Н.С.
Операция по прорыву блокады, получившая название «Январский гром», была в стадии планирования в течение почти четырёх месяцев. Важнейшую роль в ней предстояло сыграть Ораниенбаумскому плацдарму, появившемуся в сентябре 1941 года на берегу Финского залива. С ноября войска 2-й ударной армии начали переправляться на этот плацдарм. Чтобы замаскировать основное направление атаки, советские военные инсценировали перемещение войск в разнообразных секторах фронта. Например, по «Дороге Победы» регулярно транспортировались танковые макеты, созданные в ленинградских театральных мастерских. В 10:40 утра 14 января штурмовые подразделения 2-й ударной армии начали наступление.
Юрий Никулин, известный советский актер, участвовавший в операции, писал позднее: «Временами были остановки ввиду невозможности двигаться дальше. То был взорван мост, то головная машина или танк подорвались на минах, которыми было усеяно все вокруг, то участок дороги был вырван совершенно взрывом фугаса. Но все задержки как только можно быстро устранялись. Исковерканные машины и лошади сбрасывались в сторону, мертвых и раненых молча грузили на пустые машины, и снова двигалась эта черная громада железа, стали, горючего и человеческих сердец, каждое из которых выстукивало одно: вперед, вперед, вперед. О том, что нужно идти вперед, говорили прожекторы, неподвижно выставившие свои лучи — маяки для летящих ночных бомбардировщиков; о том, что нужно идти вперед, говорил гул канонады и взлетающие ракеты в районе Александровки и Реутова. О том, что нужно идти вперед, говорил сухой морозный воздух, пропитанный порохом, лошадиным потом и кровью».
Пролом в оборонительных рубежах немцев был сделан в районе рабочих поселений возле Синявинских высот. В этот же день был освобожден Шлиссельбург, расположенный у истоков реки Нева. Южное береговое линия Ладожского озера перешла под управление Красной Армии. Однако это была лишь узкая полоса заснеженной земли, лишённая путей сообщения. Несмотря на то, что немецкая артиллерия находила её в своем прицеле, Вермахт не смог её взять обратно. Планировалось, что строительство железной дороги от станции Поляна до Шлиссельбурга займёт 20 дней, но задачу выполнили за 17 дней. Параллельно через Неву был возведён временный мост. Этот путь получил название «Дорога Победы» и стал для жителей Ленинграда самым заметным достижением операции «Искра».
Найти подтверждения этого торжества можно на страницах газет того времени, а также со слов современников: «12 час. 25 мин. ночи, только что пришел к нам в общежитие тов. Данилов С. А. и сообщил нам радостную весть: войска Ленинградского фронта генерала Говорова и Волховского участка генерала Мерецкова, разрушив мощную линию обороны немцев под Ленинградом, заняли Шлиссельбург, Московскую Дубровку, ст. Синявино и целый ряд населенных пунктов, прорвал кольцо блокады, их войска соединились вместе… Мои товарищи по общежитию уже все спят, я их разбудил всех, чтобы сообщить им эту радостную весть…» - писал один из мастеров на ленинградском заводе. Газеты торжествовали: «Прорыв блокады Ленинграда войдет в историю Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков как победа огромного политического, военного и экономического значения. Плоды этой победы мы, ленинградцы, с особой силой и полнотой ощущаем сейчас, сегодня». Уже немногим позднее, писатель и поэт Николай Тихонов отмечал: «Под Ленинградом не было чуда. Была жестокая, смертельная борьба. Были уверенность и расчет, умение и жажда мести. Во всем победил Ленинград. Он победил в дисциплине и выдержке, он победил в технике и боевом искусстве». Сегодняшняя диорама была передана нам в дар от Т.А. Чернявской, датируется 1999 годом.
#СССР #Блокада
By the beginning of 1943, Leningrad was heroically surviving the German blockade for the second winter. By this time the Red Army had already made two attempts to break the blockade, but all operations were planned in haste and the Wehrmacht managed to hold its positions. As a result of the fighting, the Red Army soldiers had to repeatedly withdraw from the Sinyavinskiye Heights and go into defensive mode. The troops on the Leningrad Front, together with the Baltic Fleet, remained isolated from the rest of the Red Army. At the same time, the metronome broadcast by the Leningrad radio relentlessly measured the heavy days of the blockade.
The operation to break the blockade, called "January Thunder", was in the planning stage for almost four months. The most important role in it was to be played by the Oranienbaum bridgehead, which appeared in September 1941 on the shore of the Gulf of Finland. Since November, the troops of the 2nd Shock Army began to cross to this bridgehead. To disguise the main direction of the attack, the Soviet military staged troop movements in various sectors of the front. For example, tank models created in Leningrad theater workshops were regularly transported along the Victory Road. At 10:40 a.m. on January 14, the assault units of the 2nd Shock Army began their offensive.
Yuri Nikulin, a famous Soviet actor who took part in the operation, wrote later: "At times there were stops because it was impossible to move on. Then a bridge was blown up, then the lead vehicle or tank was blown up on mines, which were strewn all around, then a section of road was torn out completely by the explosion of a landmine. But all delays were quickly eliminated as soon as possible. The mangled cars and horses were thrown aside, the dead and wounded were silently loaded on empty cars, and again this black hulk of iron, steel, fuel, and human hearts moved, each of which pounded out one thing: forward, forward, forward. That it was necessary to go forward, was said by the searchlights, which still put out their beams - beacons for flying night bombers; that it was necessary to go forward, was said by the rumble of cannonade and rockets taking off in the vicinity of Alexandrovka and Reutov. The dry frosty air, soaked with gunpowder, horse sweat and blood, spoke of the need to move forward".
The break in the German defensive lines was made in the area of working settlements near the Sinyavinskiye Heights. On the same day Shlisselburg, located at the source of the Neva River, was liberated. The southern shoreline of Lake Ladoga was taken over by the Red Army. However, it was only a narrow strip of snow-covered land, devoid of communication routes. Despite German artillery finding it in their sights, the Wehrmacht could not take it back. It was planned that the construction of the railroad from Polyana station to Shlisselburg would take 20 days, but the task was completed in 17 days. In parallel, a temporary bridge was erected across the Neva River. This road was called the "Victory Road" and became the most notable achievement of Operation Iskra for the residents of Leningrad.
Find confirmations of this celebration on the pages of newspapers of the time, as well as from the words of contemporaries: "12 o'clock. 25 min. at night, just came to our dormitory Comrade Danilov S. A. A. and told us the glad tidings: the troops of the Leningrad Front of General Govorov and the Volkhov section of General Meretskov, having destroyed the powerful line of defense of the Germans near Leningrad, occupied Shlisselburg, Moskovskaya Dubrovka, Sinyavino station and a number of settlements, broke the blockade ring, their troops joined together... My dormitory mates are all asleep, I woke them all up to tell them this glad tidings ..." - wrote one of the foremen at a Leningrad factory. Newspapers were celebrating: "The breakthrough of the blockade of Leningrad will go down in the history of the Great Patriotic War of the Soviet people against the Nazi invaders as a victory of great political, military and economic importance. The fruits of this victory, we, Leningraders, with a special force and fullness feel now, today". A little later, writer and poet Nikolai Tikhonov noted: "There was no miracle under Leningrad. There was a brutal, deadly struggle. There was confidence and calculation, skill and thirst for revenge. Leningrad won in everything. He won in discipline and endurance, he won in technique and martial art". Today's diorama was donated to us by T.A. Chernyavskaya, dated 1999.
Методист МОД
Сологуб Н.С.