Новости

Рубрика: Предметы и Факты (от 18.03.2024)

Рубрика: Предметы и Факты (от 18.03.2024)
Первым человеком, предложившим идею создания системы общественного транспорта, был Блез Паскаль, который в 1662 году запустил в Париже несколько маршрутов конных экипажей. Запущены они были именно 18 марте, ровно 362 года назад. Известные как "Пятипенсовые кареты" или "Carosses à Cinq Sous", кареты поначалу пользовались успехом, но потребовалось около десяти лет, чтобы ажиотаж полностью угас. А поскольку они были доступны только дворянам и дворянству, многие "простолюдины" даже не имели возможности проверить, нравится ли им этот сервис. Таким образом, первая система общественного транспорта оказалась неудачной. Пройдет еще 150 лет, прежде чем эта идея окончательно приживется.

Спустя полтора столетия и множество больных ног в 1826 году появился омнибус - первая наземная инновация в сфере общественного транспорта (общественные паромы были распространены с начала 1800-х годов). Омнибусы представляли собой запряженные лошадьми пассажирские повозки, которые тянули от одной до трех лошадей, в зависимости от их размера. Самые большие модели вмещали до 42 пассажиров, а некоторые даже были двухэтажными с открытым верхом. Именно Франция в очередной раз опробовала эту систему общественного транспорта - экономию времени для тех, в ком нет голубой крови. Идея прижилась и даже попала через океан в Нью-Йорк, где к 1828 году была создана собственная омнибусная линия. Вскоре этому примеру последовали многие города США и Европы.

Тем не менее, новая система омнибусов не была лишена недостатков. Люди в целом считали общественный транспорт хорошей вещью, но ездить на нем было не очень удобно. Булыжные дороги делали поездку неровной, что еще больше подчеркивалось отсутствием мягкой обивки на сиденьях. К тому же, при цене 12 центов за поездку, омнибус был слишком дорог для многих городских жителей. Однако со временем система нашла аудиторию из среднего класса, которая не могла позволить себе частные дилижансы, но была готова платить, чтобы не ходить пешком. Эта аудитория помогла омнибусу продержаться достаточно долго, чтобы в нем появились некоторые улучшения.

Ухабистые и неудобные поездки на омнибусах окончательно ушли в прошлое в 1830-х годах. Города начали прокладывать гладкие рельсы по улицам над уже существовавшими маршрутами омнибусов, создавая первые рельсовые транспортные системы. Рельсы уменьшили трение колес, что позволило лошадям выдерживать больший вес и, конечно, сделало поездки гораздо более комфортными. Теперь автомобили вмещали в три раза больше пассажиров, чем омнибусы, а снижение эксплуатационных расходов позволило снизить цену до 5 центов за поездку, что сделало конные экипажи доступными для более широкого круга граждан. Благодаря доступным и комфортным поездкам пассажиры внезапно перестали возражать против того, чтобы преодолевать большие расстояния по городам.

К 1847 году в Москве стали использовать транспортное средство под названием линейка, которое представляло собой повозку с двумя рядами сидений для пассажиров и могло курсировать как на колесах летом, так и на санях зимой. Однако спустя 25 лет линейки и омнибусы были заменены конками — более надежным видом транспорта, работавшим на конной тяге, имевшим как закрытые, так и открытые вагоны, следующими по определенным маршрутам с кучером и кондуктором, продававшим билеты. В Санкт-Петербурге стоимость поездки на городской или частной конке колебалась от трех до шести копеек, в то время как в Москве поездка на верхнем этаже конки обходилась в пять копеек.

Конки пользовались популярностью в обеих столицах до тех пор, пока их не заменили трамваи. Первый паровой трамвай, который прозвали паровичком, появился в Москве в 1886 году. Спустя 13 лет, в 1899 году, на улицах столицы стали курсировать электрические трамваи, способные развивать скорость до 25 километров в час, в отличие от конки, скорость которой не превышала восьми километров в час. А в Петербурге электрические трамваи начали свою работу лишь в 1907 году. Сегодняшний предмет – своеобразный «привет» от системы общественного транспорта СССР – «Единый месячный» документ на март месяц для проезда в метро, трамвае, троллейбусе, автобусе в г. Москве, датируемый 1984 годом. Был передан в фонды в 2013 году от О.П. Максименко в дар.

#Транспорт #История

Методист МОД,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку