«Подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям» (от 27.04.2024)
Сохранение и укрепление авторитета семьи является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья и отцовство являются основными социальными ценностями общественной жизни. Однако в последнее время всё больше фактов свидетельствуют о кризисном состоянии института семьи и брака. Доказательством этому являются следующие общественные тенденции:
— снижение престижа семьи,
— распространение альтернативных форм брачносемейных отношений,
— обесценивание моральных устоев, — увеличение числа разводов,
— снижение того уровня рождаемости и качества семейного воспитания, в котором заинтересовано общество.
Медико-педагогические исследования показывают, что юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. Для современной молодёжи характерна ориентировка на гуманистические и нравственные принципы, но при этом у молодёжи отмечается существенный дефицит психологических знаний и умений.
Молодые люди недооценивают степень важности подготовки к семейной жизни, так как в современном обществе этому вопросу не уделяется особое внимание
Брак – это устоявшиеся средство создания семьи и общественного контроля за ней, один из способов сохранение и развития общества.
Психологи отмечают о том, что в нашем обществе отсутствует нормальное, здоровое понимание сексуальности, да и сама культура сексуальных отношений находится на чрезвычайно низком, примитивном уровне. Исследование И. С. Кона говорит о том, что отсутствие здорового сексуального воспитания приводит к отсутствию понимания брачных и семейных отношений.
Психолог Б. С. Круглов считает, что система подготовки молодежи к семейной жизни вместе с половым просвещением, с формированием навыков межличностного общения должна включать и формирования определенного уровня гражданско-правового сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка.
Нередки случаи, когда в брак вступают школьники в возрасте 16-17 лет. И часто причиной вступления в брак является ранняя половая жизнь. Многие молодые люди начинают половую жизнь, еще учась в школе. Однако в возрасте 16-17 лет готовность к браку и семье в единстве всех ее компонентов еще не достигнута. Она формируется в процессе подготовки к брачно-семейным взаимоотношениям и является ее результатом. Особенно сложные проблемы проявляются в бытовой сфере, поскольку современное молодое поколение почти не получает практических навыков по ведению домашнего хозяйства и организации быта и не имеет постоянных бытовых обязанностей в родительской семье.
Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.
Молодые семьи сегодня живут в очень сложных экономических условиях. Большинство молодых людей в начале их супружеских жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, слышали раньше, и, но не думали, как их решать.
Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье.
Поэтому можно отметить, что направленная на подготовку к жизни семейная работа в данный период необходима и своевременна. Важно в современном обществе уделять значительное внимание вопросам воспитания психологической готовности молодежи к будущей семейной жизни. Одним из важнейших аспектов данного процесса является правильное осмысление роли семьи, брака, что непосредственно связывается с формированием комплекса определенных мотивов, установок на будущее вступление в брак. Это помогает прояснять взгляды молодежи относительно друг друга, семейного будущего, лучше понимать и принимать себя, справляться с собственными психологическими проблемами, более эффективно взаимодействовать с окружающими.
Вопросами развития семейных отношений и формирования правильной мотивации, направленной на создание семьи, занимались многие психологи. Одной из наиболее полных и интересных работ в данном направлении является работа И. В. Гребенникова. Он считает, что
подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать такие аспекты:
1.Социальный аспект, устанавливающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также имеющий данные о назначении семьи, семейных ценностях, социальной роли семьи и родителей.
2. Морально-этический – аспект, который включает воспитание родителями таких нравственных качеств в индивиде, как: – доброжелательное отношение к представителям другого пола; – уважение к матери, отцу, старшим и младшим по возрасту; – потребность в воспитании детей; – ответственность; – верность; – честность; – уступчивость; – чувство долга перед другими людьми; – культура интимных чувств.
3. Правовой аспект, который ориентирован на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
4. Психологический аспект, благодаря которому формируется понятие о психологических основах брака и семейной жизни, а также владение навыками общения.
5. Физиолого-гигиенический аспект, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и другие аспекты.
6. Педагогический аспект, вмещающий формирования представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфику семейного воспитания, воспитательные функции отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.
7. Хозяйственно-экономический аспект, поскольку именно благодаря семейным отношениям формируются знания о бюджете семьи, культура быта, умение вести домашнее хозяйство.
Семья является зоной первичной социализации ребенка и выступает важным фактором развития личностной готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям.