Рубрика: Предметы и Факты (от 27.05.2024)
Николай Жуков — это имя, которое оставило неизгладимый след в истории отечественного искусства. Талантливый художник, иллюстратор и график, он сумел за свою жизнь создать произведения, которые до сих пор восхищают и вдохновляют. Именно поэтому найти «вспышки» его таланта в наших фондах и даже в повседневности – дело совсем обыденное. Сам предмет является обычной открыткой, на которой скромно располагается название «Телеграмма». Однако не столько название, сколько тема может привлечь наш взор. Дело в том, что у Н. Жукова есть три центральных тематики его творчества: война, дети и… Ленин? Да, достаточно неординарный выбор тематики, предлагаем разобраться почему.
В июне 1941 года Николай Жуков был призван на летние военные сборы в качестве резервиста, предполагавшиеся на месяц. Однако с началом войны пребывание для всего советского народа в этих условиях затянулось до середины 1946 года. В начале войны Жуков служил рядовым в пехоте, в составе 115-го стрелкового полка. Позже он стал фронтовым художником в редакции армейской газеты 29-й Армии на Калининском фронте и одновременно работал военным корреспондентом газеты «Правда». В 1943 году Жуков был назначен художественным руководителем студии имени М. Б. Грекова, объединяющей большое количество военных художников. Эти художники часто бывали в партизанских отрядах, создавая иллюстрации к будущим военным рассказам. Окончание войны Жуков встретил в Вене в звании капитана. В годы войны он создавал свои лучшие агитационные работы, пронизанные патриотизмом и отвагой. Одним из первых его военных плакатов, ставшим настоящим шедевром советского искусства военного времени, был «Отстоим Москву!», созданный в соавторстве с В. С. Климашиным:
В октябре 1941 года художники за одну ночь создали знаменитый плакат. Его на следующий день отнесли в издательство, где он был одобрен, и уже через несколько дней плакат был расклеен по всей столице. На плакате изображён в полный рост красноармеец с винтовкой, призывающий стоять насмерть и защищать Москву от врагов. Художник был удостоен ордена Красной Звезды за участие в войне и значительные творческие достижения, ордена Трудового Красного Знамени в 1962 году и ордена Ленина в 1967 году. Также он был награждён Золотой медалью Академии художеств СССР в 1971 году и Золотой медалью имени М. Б. Грекова за серию графических портретов участников итальянского движения Сопротивления.
С тридцатых годов, а особенно активно уже после войны центральной тематикой творчества художника становятся дети, сам он объяснял это так: «Увлекательное дело для художника – наблюдать характер маленького человека в его развитии, становления, видеть, как появляются у него черты сознательного восприятия жизни, совершенствуется склад его ума, наклонностей, привычек».
Ну а что же с Лениным? После смерти художника, в 1980 и 1988 годах, были выпущены два издания набора картин «Лениниана Народного художника СССР Н. Н. Жукова» огромными тиражами. Набор включал 96 работ, сопровождаемых пояснительным текстом для учителей. Несколько поколений детей дошкольного и школьного возраста в СССР воспитывались на образе Ленина, созданном этим художником несмотря на то, что сам Жуков никогда лично не встречался с вождем. Тем не менее, Н. Жуков иллюстрировал детские книги о «дедушке Ленине», создавал портреты молодого Володи Ульянова и больного Ильича, мастерски воплощая литературные произведения в своих рисунках.
Николай Николаевич создал свыше десяти тысяч рисунков, но около трети из них он сам уничтожил, будучи очень требовательным к своему творчеству. За это Жуков получил прозвище «маршал от искусства». Его оставшиеся работы ныне хранятся в музеях России и других стран, когда-то входивших в состав СССР.
Nikolai Zhukov is a name that has left an indelible mark in the history of Russian art. A talented artist, illustrator and graphic artist, he managed during his life to create works that still delight and inspire. That is why finding “flashes” of his talent in our funds and even in everyday life is quite commonplace. The item itself is an ordinary postcard, on which the title “Telegram” is modestly placed. However, it is not so much the title as the theme that may attract our eye. The thing is that N. Zhukov has three central themes of his art: war, children and... Lenin? Yes, quite an extraordinary choice of topics, we propose to understand why.
In June 1941, Nikolai Zhukov was called to the summer military training camp as a reservist, supposed for a month. However, with the outbreak of war, the stay for the entire Soviet people in these conditions dragged on until mid-1946. At the beginning of the war, Zhukov served as a private in the infantry, as part of the 115th Rifle Regiment. He later became a frontline artist in the editorial office of the army newspaper of the 29th Army on the Kalinin Front and simultaneously worked as a war correspondent for Pravda. In 1943 Zhukov was appointed artistic director of the M. B. Grekov Studio, which united a large number of military artists. These artists often traveled to partisan units, creating illustrations for future war stories. Zhukov met the end of the war in Vienna with the rank of captain. During the war years he created his best propaganda works, imbued with patriotism and bravery. One of his first war posters, which became a true masterpiece of Soviet wartime art, was “Let's defend Moscow!”, created in collaboration with V. S. Klimashin:
In October 1941, the artists created the famous poster overnight. The next day it was taken to the publishing house, where it was approved, and in a few days the poster was distributed throughout the capital. The poster depicts a full-length Red Army man with a rifle, calling to stand to the death and defend Moscow from enemies. The artist was awarded the Order of the Red Star for his participation in the war and significant creative achievements, the Order of the Red Banner of Labor in 1962 and the Order of Lenin in 1967. He was also awarded the Gold Medal of the Academy of Arts of the USSR in 1971 and the M. B. Grekov Gold Medal for a series of graphic portraits of participants in the Italian resistance movement.
Since the thirties, and especially active after the war, the central theme of the artist's work are children, he himself explained it as follows: “The fascinating thing for the artist - to observe the character of a small person in its development, formation, to see how he appears in the features of conscious perception of life, perfects the fold of his mind, inclinations, habits.
Well, what about Lenin then? After the death of the artist, in 1980 and 1988, were issued two editions of the set of paintings “Leniniana People's Artist of the USSR NN Zhukov” in huge editions. The set included 96 works accompanied by an explanatory text for teachers. Several generations of preschool and school-age children in the USSR were brought up on the image of Lenin, created by this artist despite the fact that Zhukov himself never personally met with the leader. Nevertheless, N. Zhukov illustrated children's books about “Grandpa Lenin”, created portraits of young Volodya Ulyanov and sick Ilyich, masterfully embodying literary works in his drawings.
Nikolai Nikolaevich created more than ten thousand drawings, but about a third of them he himself destroyed, being very demanding to his work. For this Zhukov received the nickname “marshal of art”. His remaining works are now kept in museums in Russia and other countries that were once part of the USSR.
Методист МОД,
Н.С. Сологуб