Новости

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 20.06.2024)

Рубрика: Предметы и Факты (+ translation) (от 20.06.2024)
К началу 60-х годов закончился один из важных этапов развития советского фотоаппаратостроения, характеризующийся появлением новых заводов, выпускающих фотоаппаратуру, освоением новых моделей и расширением их ассортимента. Вот некоторые данные для сравнения : «До 1941 года в стране производилось 3-5 моделей аппаратов; в 1959 г. их производилось уже 60 моделей (многие из них одноименные, но с различной степенью модернизации). В 1967 г. ассортимент аппаратов включал около 50 моделей, из них одноименных было более половины, но каждая модель, хотя одинакового названия ("Зоркий", "ФЭД", "Киев" и др.), представляла новую, современную фотокамеру; в 1970 г. количество выпускавшихся моделей сократилось до 30 в связи с типизацией, уменьшением выпуска однотипных моделей, а также сохранением наиболее совершенных конструкций фотоаппаратов. ...В настоящее время парк фотоаппаратов в стране составляет примерно 25 млн. шт., на каждые 100 семей приходится около 38 аппаратов. К 1975 г. количество аппаратов в стране превысит 30 млн. шт.» - пишет один из советских исследователей.

Наш сегодняшний гость именно из этого временного отрезка. Фотоаппарат «Салют» — это советская среднеформатная однообъективная зеркальная камера, выпуск которой осуществлялся на киевском заводе «Арсенал» с 1957 по 1972 год. В его основе лежала конструкция шведского фотоаппарата Hasselblad 1600F. Из-за этого за рубежом советские камеры данного типа часто называют Hasselbladski или Russianblad. Забавно, что производство «Салюта» началось именно в 1957 году, когда в Швеции прекратился выпуск последней версии прототипа, Hasselblad 1000F.

В 1937 году один из изобретателей открыл фотомагазин Victor Foto в центре Гетеборга (догадаться как его зовут – нетрудно), где также была фотолаборатория. Это стало его первым коммерческим шагом, не связанным с семьей. Весной 1940 года шведское правительство попросило 34-летнего Виктора создать копию фотокамеры, снятой с германского самолета-разведчика. На это Виктор ответил: «Нет, но я смогу сделать камеру лучше». Так появилась военная камера Hasselblad HK 7 для аэрофотосъемки. ВВС Швеции закупили 500 таких камер. Но что же с «дедушкой» нашего «Салюта»? В октябре 1948 года Виктор представил миру Hasselblad 1600F, первую в мире однообъективную зеркальную камеру среднего формата. Благодаря изящному инновационному дизайну и модульной конструкции 1600F стала поистине новаторским достижением инженерной мысли и одной из самых влиятельных моделей в истории фотографии. Сохраняя наследие Виктора, Фонд Хассельблада в Гетеборге (Швеция) выставил самую первую камеру 1600F (серийный номер 0001) и ее прототипы в Гетеборгском музее искусств.

Фотокамера Hasselblad, как она называлась до появления модели 1000F, является историческим примером фотографических инноваций. Модель 1600F была не только меньше и легче большинства моделей того времени, но и являлась системной камерой, то есть имела модульную конструкцию. Будучи первой в своем роде, она обеспечивала чрезвычайную гибкость благодаря сменным объективам и возможности установки видоискателя. Самое главное, что модульная конструкция позволяла использовать съемные пленочные магазины; благодаря этому сегодня фотографы могут установить цифровой задник вместо пленочного магазина и пользоваться камерой. Лишь спустя 10 лет производители полнокадровых фотоаппаратов перешли на этот тип модульной конструкции. Кроме того, новаторский выбор в пользу линзы Френеля в фокусировочном экране 1600F позволил получить гораздо более яркое изображение в видоискателе.

В СССР же за время выпуска было произведено более 50 тысяч фотоаппаратов «Салют» и более 30 тысяч улучшенных версий «Салют-С». Именно с «Салюта» началась история первого семейства профессиональных среднеформатных фотокамер. В отличие от других широкопленочных камер того времени, «Салют» был оснащен двумя приставными кассетами, что позволяло использовать разные типы пленок, например, черно-белую и цветную. Счетчики кадров были установлены на самих кассетах. Сам аппарат поступил в наши фонды от А.И. Трушникова в 2014 году.

#Фотоаппарат #СССР


By the beginning of the 60s one of the important stages of development of the Soviet camera industry was over, characterized by the appearance of new plants producing photo equipment, mastering of new models and expansion of their assortment. Here are some data for comparison: "Before 1941 the country produced 3-5 models of cameras; in 1959 there were already 60 models (many of them of the same name, but with various degrees of modernization). In 1967, the range of devices included about 50 models, of which more than half were of the same name, but each model, although of the same name ("Zorky", "FED", "Kiev", etc.), represented a new, modern camera; in 1970, the number of models produced was reduced to 30 due to typification, reducing the production of similar models, as well as the preservation of the most advanced camera designs. ...At present, the fleet of cameras in the country is about 25 million units...., about 38 cameras for every 100 families. By 1975, the number of cameras in the country will exceed 30 million pieces" - writes one of the Soviet researchers.

Our today's guest is from this period. The Salyut camera is a Soviet medium-format single-lens reflex camera, which was produced at the Arsenal factory in Kiev from 1957 to 1972. It was based on the design of the Swedish Hasselblad 1600F camera. Because of this, Soviet cameras of this type are often called Hasselbladski or Russianblad abroad. It is funny that the production of the "Salyut" began exactly in 1957, when the last version of the prototype, the Hasselblad 1000F, was discontinued in Sweden.

In 1937, one of the inventors opened Victor Foto photo store in the center of Gothenburg (it's not hard to guess his name), where he also had a darkroom. This became his first commercial endeavor outside of his family. In the spring of 1940, the Swedish government asked 34-year-old Victor to create a copy of a camera taken from a German spy plane. To this Victor replied, "No, but I can make a better camera." Thus came the Hasselblad HK 7 military camera for aerial photography. The Swedish Air Force bought 500 of these cameras. But what about the "grandfather" of our "Salyut"? In October 1948, Victor introduced the world to the Hasselblad 1600F, the world's first single-lens reflex medium format camera. With its sleek, innovative design and modular construction, the 1600F was a truly groundbreaking feat of engineering and one of the most influential models in the history of photography. Preserving Victor's legacy, the Hasselblad Foundation in Gothenburg, Sweden, has exhibited the very first 1600F (serial number 0001) and its prototypes at the Gothenburg Museum of Art.

The Hasselblad camera, as it was called before the 1000F, is a historic example of photographic innovation. The 1600F was not only smaller and lighter than most models of the time, but was also a system camera, meaning it had a modular design. Being the first of its kind, it offered extreme flexibility with interchangeable lenses and the ability to mount a viewfinder. Most importantly, the modular design allowed the use of removable film magazines; as a result, photographers today can install a digital back instead of a film magazine and use the camera. It wasn't until 10 years later that full-frame camera manufacturers switched to this type of modular design. In addition, the pioneering choice in favor of the Fresnel lens in the 1600F's focusing screen allowed for a much brighter image in the viewfinder.

Over 50 thousand "Salyut" cameras and over 30 thousand improved versions of "Salyut-S" were produced in the USSR. It was with "Salyut" that the history of the first family of professional medium format cameras began. Unlike other wide-film cameras of that time, "Salyut" was equipped with two attachable cassettes, which allowed to use different types of film, for example, black-and-white and color. Frame counters were installed on the cassettes themselves. The machine itself came into our funds from A.I. Trushnikov in 2014.

Методист МОД,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку