Рубрика «ТАЙНА СТАРИННОГО РЕМЕСЛА» (от 26.06.2024)
В семье, как основной ячейке общества, передавались знания, навыки, идеалы и мироощущение. Семейные обычаи и традиции были строго соблюдаемы и передавались из поколения в поколение.
В каждом крестьянском доме был ткацкий станок (кросна), на котором ткали одежду. Одним из элементов женской одежды считалась понёва, полотно для которой ткалось отдельно, т.к. в его составе должна быть шерстяная или полушерстяная нить. Само слово понёва со старославянского языка означает «занавеска» или «кусок ткани». Куски ткани изначально даже не сшивались, а крепились между собой с помощью пояса. Позже их стали сшивать, один разрез, оставляя свободным, для удобства ношения. Распашные понёвы назывались «разнополка», но были и такие варианты, сшитые наглухо, подобие юбки. Кроме трех полотнищ использовалось и четвертое, оно называлось «прошива» и делалось короче остальных, украшалось вышивкой по низу.
Поневы, как правило, шили самостоятельно, и относились к ним трепетно: передавали в качестве наследства дочерям и внучкам.
По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей значительно различаются между собой, но есть и общие черты: понёва состоит из нескольких прямоугольных кусков черной ткани в клетку, составленную цветными нитями.
Понёвы воронежско-белгородского пограничья относятся к типу глухой поневы. Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти — волосени, ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на понёву уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко — 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 — 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания.
Главным признаком обрядовой функции понёвы является вышивка по подолу, её народное название — подшивка. По декору понёвы легко было определить возраст женщины. Замужние женщины часто «обделывали» низ подола шерстью, а незамужние девушки – атласными лентами.
В фондах Регионального историко-культурного и экологического центра города Мегион хранится музейный предмет юбка-понёва МКМ КП-1311, конец XIX в., Белгородской области. Рассмотрим, её поближе, понева (замужней женщины), предположительно Белгородской области. На 1 фото хорошо видны красные вставки, выполненные в технике браного ткачества и вышивки шерстяной пряжей, эта часть находится сзади на женщине, а прошва однотонного черного цвета (на фото 2) спереди, выполнена из более мягкого полотна без клетки такой же ширины, как и основные полотнища, и будет закрыта завеской (фартук от талии). На стыке между боковым полотнищем и передней черной прошвой дополнительные полотнища браного ткачества в полоску, более темного оттенка. Низ вышит и обшит через край шерстяной пряжей, что говорит о возрасте женщины. На талии понёва собрана в сборку и завязывается крученым или плетеным шнурком, который называется «гáшником».
По цветам можно выделить три основных, из которых делали поневы: черный, темно-синий, красный. Практически во всех регионах полотно поневы было в клетку, клетчатый рисунок мог быть крупней и мельче «прорисовки» клеток тоже могли отличаться по яркости и цвету.
В каждом крестьянском доме был ткацкий станок (кросна), на котором ткали одежду. Одним из элементов женской одежды считалась понёва, полотно для которой ткалось отдельно, т.к. в его составе должна быть шерстяная или полушерстяная нить. Само слово понёва со старославянского языка означает «занавеска» или «кусок ткани». Куски ткани изначально даже не сшивались, а крепились между собой с помощью пояса. Позже их стали сшивать, один разрез, оставляя свободным, для удобства ношения. Распашные понёвы назывались «разнополка», но были и такие варианты, сшитые наглухо, подобие юбки. Кроме трех полотнищ использовалось и четвертое, оно называлось «прошива» и делалось короче остальных, украшалось вышивкой по низу.
Поневы, как правило, шили самостоятельно, и относились к ним трепетно: передавали в качестве наследства дочерям и внучкам.
По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей значительно различаются между собой, но есть и общие черты: понёва состоит из нескольких прямоугольных кусков черной ткани в клетку, составленную цветными нитями.
Понёвы воронежско-белгородского пограничья относятся к типу глухой поневы. Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти — волосени, ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на понёву уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко — 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 — 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания.
Главным признаком обрядовой функции понёвы является вышивка по подолу, её народное название — подшивка. По декору понёвы легко было определить возраст женщины. Замужние женщины часто «обделывали» низ подола шерстью, а незамужние девушки – атласными лентами.
В фондах Регионального историко-культурного и экологического центра города Мегион хранится музейный предмет юбка-понёва МКМ КП-1311, конец XIX в., Белгородской области. Рассмотрим, её поближе, понева (замужней женщины), предположительно Белгородской области. На 1 фото хорошо видны красные вставки, выполненные в технике браного ткачества и вышивки шерстяной пряжей, эта часть находится сзади на женщине, а прошва однотонного черного цвета (на фото 2) спереди, выполнена из более мягкого полотна без клетки такой же ширины, как и основные полотнища, и будет закрыта завеской (фартук от талии). На стыке между боковым полотнищем и передней черной прошвой дополнительные полотнища браного ткачества в полоску, более темного оттенка. Низ вышит и обшит через край шерстяной пряжей, что говорит о возрасте женщины. На талии понёва собрана в сборку и завязывается крученым или плетеным шнурком, который называется «гáшником».
По цветам можно выделить три основных, из которых делали поневы: черный, темно-синий, красный. Практически во всех регионах полотно поневы было в клетку, клетчатый рисунок мог быть крупней и мельче «прорисовки» клеток тоже могли отличаться по яркости и цвету.