Новости

Рубрика: Предметы и Факты (от 29.07.2024)

Рубрика: Предметы и Факты (от 29.07.2024)
Цирки были популярным видом развлечений на протяжении многих веков, но с течением времени их представления сильно изменились. Филипп Астли (1742-1814), бывший кавалерист шести футов ростом, часто считается «отцом современного цирка». В 1768 году он и его жена Пэтти основали в Лондоне школу верховой езды, где Филип преподавал по утрам, а после обеда показывал конные трюки. И Филипп, и Пэтти были искусными наездниками. Самым известным номером Филипа, который многие считают первым цирковым клоунским номером, был «Портной из Брентфорда» или «Поездка портного в Брентфорд», в котором он разыгрывал комическое путешествие верхом на лошади. Один из популярных трюков Пэтти заключался в том, что она на скорости кружила по рингу верхом на лошади, а рои пчел покрывали ее руки и кисти, как будто она была в муфте.

Филиппу также приписывают открытие идеального размера циркового манежа - 42 фута в диаметре (диаметр ~13 м, длина окружности 40,8 м). Именно такой оптимальный размер позволял ему использовать центробежную силу для балансирования на спине лошади. Скача на скорости по кольцу, он использовал силу тяжести, чтобы прижать себя к спине лошади и тем самым предотвратить падение на опилочный пол.

Не секрет, что именно при Петре I в России светская жизнь начинает активно развиваться по образцу европейских стран. Появляются новые «официальные» придворные формы искусства, наряду с уже существующими бродячими артистами. Зажиточные люди регулярно организуют различные представления и строят для них специальные помещения. Например, граф Заводский возводит манеж, а на Крестовском острове строится здание для конных выступлений. Царь также инициирует создание кунсткамер, что усиливает интерес публики к необычным и внешне отличающимся людям. Политика Петра I привлекает в Россию множество иностранных артистов на гастроли. В Европе того времени активно развиваются школы верховой езды, поэтому и в России программы представлений часто включают акробатические номера на лошадях. Жонглеры, силачи, акробаты, чревовещатели и глотатели огня остаются неизменно популярными среди зрителей.

Европейские театральные труппы, гастролировавшие в России, часто оставляли в местной аристократии своих талантливых артистов. Одной из таких артисток была Лора Бассен, служившая в императорском театре-цирке. Она вышла замуж за полковника гвардии и богатого помещика Новосильцева, который, после закрытия театра-цирка, построил для жены цирковые здания в Петербурге и Москве. Так, в Петербурге на площади Александрийского театра Новосильцев воздвиг театр-цирк, который открылся в 1857 году выступлениями труппы Георга Бюклея и Мак-Коллума. Осенью 1865 года этот театр-цирк арендовал Вильгельм Карре, приехавший с труппой и репертуаром, успешно показанным ранее в Амстердаме. Этот период считается началом появления полноценных стационарных цирков в России. На Караванной площади, напротив Михайловского манежа, к концу 1867 года Карл Гинне, с опозданием на пять-шесть десятилетий по сравнению с Европой, наконец построил первый постоянный цирк в столице, созданный профессионалами.

26 августа 1919 года В. И. Лениным был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки России стали государственными. В СССР все цирки страны входили во Всесоюзное творческо-производственное ордена Ленина (1969) объединение государственных цирков «Союзгосцирк». Именно периодом СССР датируется сегодняшний значок, переданный нам от Т.П. Адартасовой. В первые годы советской власти цирковое искусство претерпело значительные изменения. Уже к 1922 году было создано 12 государственных цирков, а к 1928 их число увеличилось до 15. Основное внимание уделялось репертуару, который должен был отражать идеологические направления того времени. В результате, на цирковой сцене начали появляться в том числе пантомимы, посвященные революционным темам, именно поэтому в послереволюционный период в цирках стало работать большое количество театральных режиссеров.

#Значок #Цирк

Методист МОД,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку