Рубрика «ТАЙНА СТАРИННОГО РЕМЕСЛА» (от 29.07.2024)
Одежда представляет собой один из элементов материальной культуры, который в исторической перспективе предоставляет возможность получить сведения о той или иной эпохе, в зависимости от времени изготовления костюма и его подспудных материалов. Помимо этого сохраняются семейные традиции, которые играют огромную роль в жизни любого народа, определяя не только его повседневную жизнь, но и формируя его мировоззрение и ценности.
Рассмотрим, особенности пошива русской женской рубахи конец XIX века на примере фрагмента свадебного наряда из Белгородской области (МКМ КП – 1312), хранящегося в фондах регионального культурно-исторического и экологического центра города Мегиона.
Сама рубаха представляет собой изделие из конопляной ткани белого цвета, сшитое вручную. Воротник и рукава украшены очень плотным геометрическим орнаментом, вышитым чёрными нитками. Рукава имеют узкие манжеты, из красной ткани, прошиты черными нитками. Манжет застегивается с помощью небольшой плоской, желтой с перламутром пуговицы и петли из черных ниток. Манжеты и орнамент на плечах соединены чёрной полосой. Рукав имеет квадратную ластовицу красного цвета с вышитым небольшим цветком. Воротник-стойка имеет две обмотанные горизонтальные петли. Разрез обмётан чёрными нитками. На спинке посередине в самом низу имеется небольшой отрезок орнамента.
Рубаха с черным узором – традиционное название белой вышитой рубахи, как мужской, так и женской, на территории воронежско-белгородского пограничья. Главной особенностью является уже упомянутый черный вышитый узор, укрощающий рукава и полики. Вне зависимости от пола носителя, а также возраста, крой плечевых вставок был одинаковым – прямым. В качестве техники вышивки использовалась лицевая счетная гладь. Вышивные орнаменты на узоре в некоторых уездах и селах имели свое традиционное обозначение.
Черноузорная вышивка характерна для русских сел в междуречье Тихой Сосны и Потудани – правых притоков Дона. К данным районам относятся восточные и западные административно-территориальные образования, в том числе и Старооскольский район.
Сразу стоит отметить, что белые рубахи с черной вышивкой представляют собой наряд не исключительно свадебный, так как его могли носить как в другие праздничные дни, так и в дни будничные. Женщины могли надевать ее с поневой, полосатой или красной клетчатой юбкой, а молодые девушки с сарафаном. Орнаменты располагались на оплечьях – на полике и рукавах – вокруг прорези от шеи до груди на воротнике-стойке, а также по подолу рубахи в случае существенной длины. Вышивка полностью закрывала собой боковые швы, которые соединяли полики и стан.
Главной задачей вышивки было подчеркнуть возраст того, кто носит одежду с ее изображением. Яркостью отличались рубахи так называемых молодух – юных, незамужних девушек. Вышивка в таком случае выполняла функции оберега. Защите подвергалась не только носившая рубаху, но и вся ее семья, так как защите подвергается весь род.
Для вышивки использовалась ткань с простым полотняным переплетением. Холст изготавливался из конопляных нитей. Конопля была наиболее распространенной культурой во многих хозяйствах, несмотря на то, что ее обработка требовала серьезных трудозатрат. Наиболее удачные для вышивки нити изготавливались из дерганца – рано зацветающих стеблей конопли. Остатки растений – моченцы – собирались осенью. Будущие холсты прялись до Троицы – весной. Затем их отбеливали. Данный процесс сохранялся в сельской местности до 40-х годов.
Помимо конопли также использовались хлопчатобумажные и льняные нитки, из которых холст становился ровнее и тоньше. Такой холст называли торговым, а рубахи из него – торговыми, что свидетельствовало об основной цели их изготовления.
На вышивку шли фабричные тонкие шерстяные нитки – шленка. Иногда их заменяли хлопчатобумажной нитью, однако она была хуже тем, что от стирки меняла цвет с черного на серый или темно-зеленый. Домотканая шерсть в вышивке практически не использовалась, так как со временем такие нитки теряли свое качество за счет распушивания. Узор терял свою целостность.
Вышивка исполняется в односторонней или лицевой счетной глади. В устном обращении такую вышивку часто именовали «вышивание по счету». Стежки узора располагались вертикально и строго параллельно. Каждый новый ряд был со сдвигом на одну нить. Вышивка происходила на пяльцах вперед иголкой и считали, когда именно иглу «потоплять», а когда «подымать».
Композиция вышивки имела свое значение, так как для воронежско-белгородского района была характерна строгая симметрия в вышивке. Все подчинялось единому центру. Имелись исключения, например, в случае с красными сатиновыми рубахами, на которых вышивка черным узором располагалась исключительно на рукавах. В таком случае композиция выполнялась лишь наполовину.
Композиция вышивки определяла собой типы рубах. Всего можно выделить пять типов:
- с ремнем или с узором;
- рукава-полика;
- с ферботами;
- с ляховками;
- кумачными поликами.
Первый тип рубах характерен для праздничных мероприятий особого случая, к которым можно отнести и свадьбу. Под ремнем понимается не пояс, а центральный узор, который обрамляется с двух сторон подузорниками. Сверху и снизу вся композиция оканчивается лапами.
В центре композиции чаще всего изображались ромбообразные фигуры. Наиболее распространённой был репей или арепой, узор, представляющий собой тройной (иногда двойной) косой крест. Данный символ связан с плодовитостью и является солярным, солнечным, символом. Именно солнце для жителей центрального района России являлось главным почитаемым божеством в языческие времена, так как солнце напрямую влияло на урожай, а, следовательно, и на жизнь целой деревни.
Дополнительно стоит отметить особенности цветовых обозначений.
Черный цвет был удобен в изготовлении за счет покраски материала корой дуба или черной смородиной. В символическом обозначении черный цвет также ассоциировался с землей, что куда ближе к крестьянам конца XIX начала XX века, чья жизнь завязана на земельном участке, а перестраивание общественных отношений постепенно отдаляло жителей сельских регионов от привычных им двоеверных догм. К тому же черный узор на белой ткани очень заметен и привлекает внимание за счет своего контраста, что и может считаться одной из причин выбора подобного цвета.
Таким образом, можно отметить, что анализ символического значения тех или иных аспектов материально-духовной культуры на рубеже XIX – XX веков сложен, так как нет возможности статистически установить какого влияние народных традиций на конкретно взятые семьи. Обращение к цветовой символике или орнаментальным узорам может быть как следствие сакрального значения, так и тяги к эстетике.
Экскурсовод,
А.В. Горюшин