Новости

Рубрика: Заезженные пластинки (+ translation) (от 26.08.2024)

Рубрика: Заезженные пластинки (+ translation) (от 26.08.2024)
В 1889 году писатель Глеб Успенский ввел в обиход термин «частушка». Он впервые использовал это слово в своем очерке «Новые народные песни», где писал: «Народ не может собрать и сложить песню, но сочинить короткий стишок, откликнуться на повседневные явления — этому не может противиться. Так родилась так называемая «частушка», то есть куплет, который реагирует на каждую мелочь жизни». Филолог Алексей Шахматов предположил, что Успенский заимствовал этот термин от глагола «частить», означающего «быстро говорить».

К концу XIX века частушка становится одним из наиболее популярных жанров русского фольклора. Большинство собирателей и исследователей фольклора того времени воспринимали частушку как новый жанр, связывая ее появление с изменениями в социально-экономических условиях после реформ. Вопрос о точном времени появления частушек оставался нерешенным. В дальнейшем исследователи разделились на два противоположных лагеря: одни считали частушки сравнительно новым жанром конца XIX века, другие утверждали, что они существовали задолго до этого в виде различных припевок. Можно с уверенностью сказать, что литературная поэзия второй половины XIX века, распространяясь в деревне с каждым десятилетием, оказывала все большее влияние на устное народное творчество.

В статье «Новые народные стишки» (1889) Г. И. Успенский сообщает, что у него имеется 200 номеров частушек. Он добавляет: «Однако эти 200 частушек — лишь капля в море среди огромного количества произведений народного творчества такого рода, которое создается неизвестными поэтами почти ежедневно и в каждой деревне». В 1901 году Д. К. Зеленин, после тщательного изучения современного состояния песнетворчества, утверждает: «Самыми модными и любимыми в нашем народе поэтическими произведениями в настоящее время, бесспорно, являются романс и частушка».

В Советском Союзе уделяли большое внимание сохранению популярности народного фольклора, что не могло не способствовать развитию частушек как жанра. Эти короткие стихи служили не только средством пропаганды, но и отражали повседневную жизнь и эмоциональные состояния людей. События 1917 года находили яркое выражение в народном творчестве, особенно в частушках, которые в это время активно создавались и распространялись.

Частушки, с их сатирическим и критическим содержанием, умело передавали в коротких четверостишиях настроения народных масс относительно различных социальных процессов и явлений. Исследователь фольклора Н.П. Андреев описывал постсоветский период создания частушек так: «Многочисленные частушки откликались на все события революционного периода, характеризуясь совершенно новым духом... В последних частушках все отчетливее звучат голоса светлой и радостной жизни. Таковы песни и рассказы эпохи гражданской войны и революции, которые иногда используют прежние мелодии и образы, но все же проникнуты духом времени, героикой нашей борьбы и побед». Сегодняшняя пластинка как раз из такого периода и была передана нам в 2004 году от В.А. Вовненко.

#СССР #Частушки


In 1889, the writer Gleb Uspensky introduced the term “ditty”. He first used this word in his essay “New Folk Songs”, where he wrote: “The people can not collect and put together a song, but to compose a short poem, to respond to everyday phenomena - it can not resist. Thus was born the so-called “chastushka”, that is, a verse that responds to every detail of life”. Philologist Alexei Shakhmatov suggested that Ouspensky borrowed the term from the verb “chastushka”, meaning “to speak quickly”.

By the end of the 19th century, the chastushka became one of the most popular genres of Russian folklore. Most collectors and researchers of folklore of that time perceived ditty as a new genre, linking its appearance with changes in socio-economic conditions after the reforms. The question of the exact time of the appearance of ditties remained unresolved. Later researchers divided into two opposing camps: some considered ditties a relatively new genre of the late XIX century, others argued that they existed long before that in the form of various refrains. It is safe to say that literary poetry of the second half of the 19th century, spreading in the village with each decade, had an increasing influence on oral folk art.

In the article “New folk verses” (1889), G. I. Uspensky reports that he has 200 numbers of ditties. He adds: “However, these 200 ditties are only a drop in the ocean among the vast amount of works of folk art of this kind, which is created by unknown poets almost daily and in every village.” In 1901, D. K. Zelenin, after a thorough study of the current state of songwriting, states: “The most fashionable and favorite in our nation poetic works at present, undoubtedly, are the romance and ditty”.

In the Soviet Union, much attention was paid to preserving the popularity of folk folklore, which could not but contribute to the development of ditties as a genre. These short poems served not only as a means of propaganda, but also reflected everyday life and emotional states of people. The events of 1917 were vividly expressed in folk art, especially in ditties, which at that time were actively created and disseminated.

Ditties, with their satirical and critical content, skillfully conveyed in short quatrains the moods of the masses regarding various social processes and phenomena. Folklore researcher N.P. Andreev described the post-Soviet period of creating ditties as follows: “Numerous ditties responded to all the events of the revolutionary period, characterized by a completely new spirit .... In the latest ditties, the voices of bright and joyful life sound more and more clearly. Such are the songs and stories of the civil war and revolutionary era, which sometimes use the same old melodies and images, but are still imbued with the spirit of the time, the heroics of our struggle and victories”. Today's record is from just such a period and was given to us in 2004 from V.A. Vovnenko.

Методист МОД,
Н.С. Сологуб

Возврат к списку