Рубрика «ТАЙНА СТАРИННОГО РЕМЕСЛА» (от 28.10.2024)
Согласно толковому словарю В.И. Даля пояс представляет собой элемент одежды, носимый на талии или бедрах и служащий стягиванию прочих элементов одежды для удержания их на теле. Однако помимо своего функционального значения пояс имел также и религиозно-символическое обоснование в одежде.
В быту и обрядах русского народа эту часть костюма издавна придавалось очень большое значение. Пояс был обязательной деталью одежды. В старину говорили, что «без пояса ходить грех». Редко можно было встретить среди крестьян, чтобы кто-нибудь ходил без пояса. Пояс являлся священным предметом, так как давался каждому при крещении. Недаром говорили: «Подпоясанного человека бес боится».
Несмотря на функционал поясов, стоит отметить, что внешний вид, также имел некоторое значение. Речь, как о цветовых особенностях, так и об узорах, которые могли украшать опояски.
В фондах Регионального историко-культурного и экологического центра города Мегион хранятся образцы русских поясов, чья датировка относится к XX веку. Точное время установить не удается, однако внешний вид поясов дает нам повод судить о влиянии культурных традиций на их материальное отражение. Рассмотрим подробнее женский пояс МКМ КП- 1109 датированный второй половиной XX века. Данная датировка позволяет нам судить о данном поясе, прежде всего как об очевидной реконструкции, потому как мода второй половины прошлого века была значительно стандартизирована под городской лад, а потому проявления дореволюционных элементов к крестьянской одежде стоит расценивать как дань уважения моде конца XIX начала XX века.
Рассматриваемый пояс относится к Черновицкой области Глыбоцкого района села Валя Кузьмин. Стоит отметить, что данный пояс более искусен в своем исполнении, что сразу же указывает на его декоративность и демонстративность как главные цели его создания.
Подавляющий цвет в данном поясе черный, так как им вышиты ромбические узоры. В центре пояса представлены два вертикальных друг другу ромба, обрамлённые снизу и сверху острыми углами также создающие ромб. Отметим, что в славянской культуре ромб – это «дом» души.
Ромб является наиболее частым узором в женском народном костюме. Женщины носили 4 подтипа нарядов, начиная от окончания детородного времени и до глубокой старости. Ромб на рубахах и запонках представлял собой символ неумолимости жизни и перехода из мира живых в мир мертвых. Данный переход мог длиться несколько десятков лет.
Ромбы как раз таки символизировали данный переход за счет характера своего изображения. Третий подтип рубах, которые надевали женщины, содержал в себе узор черных полуромбов, которые символизировали скорее открытие «дома» души для ее освобождения от тела. На рассматриваемом поясе также имеются черные полуромбы и целые ромбы.
Однако также стоит отметить, что значение ромбов может отличаться в зависимости от их изображения. На поясе вышивки ромбами отличаются наличием точки по центру, что является указанием на символ новой жизни, то есть, беременности. Отсюда следует, что подобного рода пояс, если бы использовался по назначению, не мог носиться женщиной преклонных лет, а напротив, мог быть характерным для молодой девушки, символ в опояске для которой служил оберегом и гарантом будущего продолжения рода.
Цветовое исполнение на поясе кажется скорее декоративным, чем осмысленным. По краям пояса расположен черный цвет. Затем следуют белые вкрапления, обрамляющие желтую линию. Основное пространство пояса заполнено красным цветом.
Красочное богатство поясов, множество узоров создавалось крестьянскими женщинам на протяжении многих веков, передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней практически в неизменном виде. Сегодня обрядовая функция пояса утрачена, но он продолжает использоваться как дополнительная деталь одежды.
Горюшин А.В.,
экскурсовод