Конфликты между учителем и учащимся: формула решения (от 29.10.2024 года)
Конфликты между учителем и учащимся: формула решения
Пожалуй, каждый практикующий учитель, даже самый бесконфликтный и спокойный, имел дело с ситуациями, когда ученик не соглашался с ним, перечил, возможно, повышал голос или обижался. Может быть, и сам учитель был инициатором ссоры или непонимания на уроке — все люди разные и видение ситуаций также отличается. Причин тому много, и все они зависят от множества факторов.
Главные причины конфликтов
В разных классификациях существуют разные виды причин конфликтов, ниже представлены основные примеры:
— некачественное выполнение или вовсе отсутствие домашних заданий, пассивное отношение к занятиям, отсутствие интереса к учебному процессу со стороны ученика (у учителя — к преподаванию);
— непунктуальность, частые пропуски или переносы занятий (с обеих сторон);
— учитель только начал работать с классом и отношения еще не полностью сформировались с учащимися, либо учитель – новичок только начал свой карьерный путь и не знаком с подобными ситуациями;
— учитель не берет на себя ответственность за проблемную ситуацию, не учитывает индивидуальные особенности, возраст учеников, внешние факторы (погода, подготовка к экзамену, семейные обстоятельства и т.п.). В свою очередь ученик ввиду своего возраста, семейных или личных переживаний не может справиться со своими эмоциями, например, агрессией;
— учитель не помогает, не подсказывает, не мотивирует или не подбадривает ученика;
— количество материала превышает способность ученика его освоить;
— отсутствие уважения и доверия между учеников и учителем;
— обвинение ученика в неправильных, по мнению учителя, поступках. В данном случае — попытка навязать свой способ мышления, не разобравшись в ситуации в целом;
— разногласия из-за разного видения одной проблемы, в котором одна либо обе стороны не готовы идти на компромисс;
— необдуманные, обидные высказывания в сторону ученика или учителя о личных, национальных, религиозных или культурных особенностях друг друга (так называемые темы-табу) и т.д.
Возможные способы решения
Какие основные советы по способам решения различных конфликтных ситуаций? Безусловно, не существует четко прописанного алгоритма действий, и каждая ситуация уникальна, поэтому ее решение должно приниматься исходя из ее контекста. Перед принятием решения следует проанализировать следующее:
— подумайте: достаточно ли знаете своих учеников, об их проблемах и семье, городе проживания, об индивидуальных особенностях, предпочтениях? Никогда не поздно выразить свой интерес — это поможет наладить контакт;
— чаще выслушивайте своих учеников, их мнения, взгляды, даже если вы с ними не согласны. Это поможет находить быстрое решение и избегать возможные «больные» темы;
— не забывайте, вы — один из главных мотиваторов и примеров для подражания, подумайте, достаточно ли хвалите, поощряете, проверяете работу учеников;
— попытайтесь объективно проанализировать ситуацию, причину конфликта, возможные скрытые причины, и на основе этого выстройте конструктивный диалог с учеником;
— как педагог и специалист вы должны оставаться спокойны и сдержаны, настроиться на открытый диалог с учеником, продумать аргументы и заблаговременно определить результат, который хотите достичь;
— исключите ругань, обидные слова, повышенный тон, саркастичные высказывания, даже если это позволяет себе делать ученик;
— если в данный момент эмоции мешают вам или ученику спокойно вести беседу — перенесите ее на позже;
— не принимайте решений и не делайте выводов в состоянии злости или агрессии;
— если ученик совсем юный, есть смысл пообщаться с его родителями и попробовать решить конфликт с их помощью;
— если в ситуации есть ваша вина, обязательно извинитесь, если ученика — аккуратно выскажите свою позицию, но ни в коем случае не требуйте извинения (тем более публично), не давите на него;
— выберите форму работы (письмо к учителю, ролевая игра, дискуссия и т. д), в которой будет легче узнать причину конфликта и услышать о желаемых решениях от ученика;
— если конфликт обострился, не стоит прекращать работу в данном классе, школе или с данным учеником раньше времени, пытайтесь искать разные подходы, идите навстречу, предлагайте свои решения и проявляйте уважение и спокойствие независимо от ситуации;
— не оставляйте решение конфликта на потом, надеясь, что он исчезнет сам по себе: он трансформируется в скрытую форму и вскоре даст почву для новых проблемных ситуаций. Не спешите, но ищите решение сразу и желательно в паре со учеником.